ОБУЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РУКОПАШНОМУ БОЮ
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ, МЕТО ДИКИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РУКОПАШНОМУ БОЮ И ПРИКЛАДНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ, МЕТО ДИКИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РУКОПАШНОМУ БОЮ И ПРИКЛАДНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ, МЕТО ДИКИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РУКОПАШНОМУ БОЮ И ПРИКЛАДНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ
Конференции
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.

При всем разнообразии разделов, средств и методов физической подготовки военнослужащих и сотрудников силовых структур рукопашный бой (РБ) и прикладные единоборства занимают в ней совершенно особое место. На наш взгляд, это связано, с уникальностью практики рукопашного боя и прикладных единоборств для военнослужащих по сравнению с другими разделами физической подготовки [2, 3, 4, 5, 6]. Эта уникальность состоит в том, что в процессе занятий с различной степенью условности моделируются ситуации прямого, лицом к лицу столкновения и противоборства с противником (правонарушителем). Именно психологический аспект данной ситуации для военнослужащих и сотрудников является чрезвычайно важным. А умелая организация схваток и условных боев в процессе занятий по рукопашному бою (или боевым приемам борьбы — в правоохранительных органах) позволяет формировать и совершенствовать у воинов и сотрудников важнейшие качества: смелость, решительность в действиях, уверенность в собственных силах при сближении с противником, настойчивость и упорство, стремление первым атаковать и победить. Несмотря на развитие военной техники и высокоточного оружия, это остается актуальным для всех военнослужащих, но особенно для таких категорий, как разведчики, десантники, морские пехотинцы, личный состав противодиверсионных формирований, ведь для них готовность к рукопашному бою является одним из компонентов их военно-профессиональной подготовленности.

Мы утверждаем, что благодаря этим возможностям рукопашный бой будет и дальше занимать важное место в боевой подготовке и системе воинского обучения и воспитания военнослужащих [2, 3, 4, 5, 6].

Основные положения. В первые годы после Великой отечественной войны военные ученые не слишком активно занимались научными проблемами подготовки военнослужащих к рукопашному бою. До 1956 года были выполнено только два диссертационных исследования: С.Е.Фельдманом [41] и

А.П. Варакиным [10].

Активизация научных исследований в этой области началась в начале 80-х годов после первого опыта боевых действий в Афганистане. В последующие годы в Военном институте физической культуры была выполнена серия специализированных исследований, направленных на решение общих и частных проблем обучения рукопашному бою различных категорий военнослужащих. Их выводы и практические рекомендации реализованы в трех последних Наставлениях по физической подготовке (НФП-1987, НФП-2001 и НФП-2009) и «Требованиях по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил РФ» (2001). Анализ результатов этих исследований дает основание утверждать, что обоснованные в них содержание, принципы, организационные и психолого-педагогические условия эффективного обучения военнослужащих и сотрудников правоохранительных структур к рукопашному бою вносят существенный вклад в военную и военно-физкультурную дидактику, в теорию и практику рукопашного боя. Обзор наиболее важных результатов проведенных исследований будет представлен ниже.

Так, в диссертационной работе А.Ю.Чихачева (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [44] были раскрыты особенности организации обучения рукопашному бою в частях морской пехоты, при этом была обоснована необходимость существенного увеличения времени на раздел «Рукопашный бой».

В исследованиях В.М.Князева (научный руководитель д. пс.н., профессор Плахтиенко В.А.) [18] показана значимость приемов бокса для овладения приемами рукопашного боя военнослужащими. Диссертант провел факторный анализ параметров спортивной надежности боксеров высшей квалификации и выявил так называемый «интегральный фактор», который интерпретировал как «психобиомеханический». Он объединил в себе такие характеристики, как эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, лабильность нервной системы, а также целый ряд координационных способностей: точность и соразмерность движений и усилий, быстроту и точность двигательной реакции, способность к проявлению максимального импульсного мышечного усилия.

В работах белорусских исследователей В.И.Плиско [34] и В.В.Крутого

  • изучались частные вопросы обучения сотрудников МВД: техника обезвреживания противника, угрожающего длинноствольным оружием и контроль специальной подготовленности при обезоруживании противника, вооруженного пистолетом. С применением инструментальных методик экспериментально была доказана эффективность применения техники «волна» при выполнении приемов обезоруживания при угрозе огнестрельным оружием.

В кандидатской диссертации В.П.Липовки (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [26] разработано содержание обучения РБ особой категории военнослужащих — боевых пловцов. В диссертации показано, что в условиях водной среды техника единоборств должна строиться на других принципах по сравнению с техникой боя в условиях твердой опоры.

Кандидатская диссертация С.М.Ашкинази (научный руководитель д.п.н., профессор Сидоров А.А., научный консультант — д.пс.н., профессор Марищук

  1. Л.) [2] была посвящена обоснованию педагогических условий и правил эффективного обучения рукопашному бою, необходимости внедрения так называемой “контактной” методики обучения, без которой невозможна качественная подготовка к ведению рукопашного боя (рис.1). В дальнейшем
  2. М.Ашкинази в докторской диссертации (научный консультант — д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) был обобщен комплекс многолетних исследований и разработаны военно-педагогические основы и факторы эффективного обучения рукопашному бою военнослужащих различных родов войск в системе многолетней подготовки, намечены пути дальнейших исследований в этом направлении [3].

В диссертации А.А.Михеева (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [28] разработан базово-кустовой подход к обучению группе приемов без оружия — ударов ногами. На основе двух критериев — изменения в процессе движения «программ места и ориентации» определены 4 группы ударов и обоснованы базовые удары (в каждой группе), с которых необходимо начинать обучение.

Положительный опыт обучения единоборствам в ведущих армиях мира изучал Н.Г.Цед (научный руководитель д.п.н., профессор Горелов А.А., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [42]. В исследовании на основе сравнительного анализа содержательной части и организационно — методических условий обучения в армиях различных стран, выявления прогрессивных элементов в их системе подготовки, были обоснованы практические рекомендации для российских Вооруженных сил.

В исследованиях А.А.Косачева (научный руководитель к.п.н., доцент Варжеленко И.И., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [19] были выявлены и обоснованы условия и особенности ускоренной подготовки по рукопашному бою. Они коснулись временных затрат на овладение различными группами приемов, особенностей планирования учебных схваток в процессе обучения (последовательности, содержания и др.).

Рис. 1. Педагогические правила эффективного обучения военнослужащих

рукопашному бою [2, 3, 4].

И.Л.Борщев (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.,

научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [8] разработал базово-кустовой подход к обучению рукопашному бою военнослужащих противодиверсионных формирований РВСН и изучил возможности применения вращательно-круговой техники выполнения приемов РБ. Путем применения комплекса биомеханических, психофизиологических и физиологических методик автор научно доказал необходимость построения техники приемов рукопашного боя на основе применения вращательно-круговых принципов. Однако было показано, что данная техника применима и эффективна при достаточно длительном и концентрированном обучении.

Оригинальный подход к разработке комплексных упражнений, сочетающих ускоренное передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой, и применению этих упражнений на различных этапах боевой подготовки (на примере мотострелковых подразделений) обосновал И.Б.Смирнов (научный руководитель д.п.н., профессор Хуббиев Ш.З., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [37]. Эти упражнения строились на базе изученного ранее материала и обеспечивали освоение и качественное решение задач тактической подготовки на различных этапах слаживания подразделений.

Информативность и надежность различных вариантов проверки и оценки по рукопашному бою изучал И.О.Киреев (научный руководитель д.п.н., профессор Шейченко В.А., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази

С.М.) [15]. В исследовании была количественно оценена информативность бинарной, трех- и четырехбалльной системы оценивания подготовленности военнослужащих при выполнении отдельного приема, а также была доказана необходимость включения в систему проверки так называемой «боевой ситуации». Автором разработан перспективный проект этой системы для различных категорий военнослужащих, который затем был успешно реализован в НФП-2001 и НФП-2009.

Разработке содержания комплексных упражнений, а также вариантов и тактического содержания индивидуальных и групповых рукопашных схваток в процессе этих упражнений на различных этапах боевой учебы посвятил свою диссертационную работу Ю.И.Логинов (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [27].

В.В.Кузьмин (научный руководитель к.п.н., доцент Цед Н.Г., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [24] изучал психологические особенности овладения приемами РБ.

Сравнительная характеристика средств и методов различных спортивных, прикладных единоборств и боевых искусств с точки зрения необходимости их включения в программу по рукопашному бою, возможностей для использования в процессе спортивно-массовой работы проведена

С.С.Прокопчуком (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М., научный консультант д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [36]. На базе этих исследований, а также исследований И.О.Киреева [15] был разработан новый военно-прикладной вид спорта — «Рукопашный бой — многоборье», который затем был включен в Военно-спортивную классификацию 1993-1996 г.г. и 1996-2000 г.г.

В эти же годы было проведено первое исследование, посвященное подготовке спортсменов по новому виду спорта — армейскому рукопашному бою. Его выполнил С.П. Киреев (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [16]. В связи с тем, что данным видом спорта в армии начинали заниматься представители различных спортивных единоборств, диссертантом была изучена эта проблема и обоснован «принцип дополнения», раскрывающий освоение комбинационной техники спортсменами — рукопашниками.

Проблеме обоснования временных затрат на обучение различным группам приемов рукопашного боя было посвящено исследование А.В.Кузьмина (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.)

  • . В диссертации впервые были научно обоснованы подходы к разработке комплексов рукопашного боя на 8 счетов с оружием и без оружия, а также содержание специализированного варианта зарядки по РБ.

Технику рукопашного боя с автоматом для ряда категорий военнослужащих и методику обучения обосновывал в своем исследовании В.П. Сущенко (научный руководитель к.п.н., доцент Кузнецов В.Г., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [38].

Выпускниками Военного института физической культуры, перешедшими в структуры МВД, В.В.Кадуриным (научный руководитель д.п.н., профессор

Ашкинази С.М.) [14] и А.Н.Кутасиным (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [25] были изучены особенности подготовки курсантов вузов МВД России к выполнению служебно-боевых задач. На основе их исследований были научно обоснованы рекомендации по обучению сотрудников применению различных подручных средств и приемам противодействия от нападения с ними, а также комплексная система проверки курсантов вузов МВД России на основе использования комплексных упражнений.

А.О.Цыганок (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази

С.М.) [43] научно разработал структуру, содержание и последовательность подготовки по рукопашному бою курсантов ВВУЗов. В его работе в качестве практической реализации обоснован тематический план обучения на 5 лет.

А.Ф.Шестак (научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [45] изучал и уточнял особенности агрессии и проявления агрессивности в спорте, обосновал и апробировал методики трансформации (преобразования) и коррекции агрессивности в ходе подготовки единоборцев.

В диссертационной работе сотрудника МВД (в настоящее время генерал- майора полиции) А.А. Николаева (научный руководитель к.п.н., олимпийский чемпион Новиков С.П., научный консультант д.п.н., профессор Ашкинази

С.М.) [32] были изучены и доказаны большие возможности нового вида спорта

  • «Русский (универсальный) бой», как фактора повышения эффективности спортивной работы и профессиональной подготовки в вузах силовых структур.

Развитию личностных свойств и физических качеств военнослужащих при обучении рукопашному бою, развитию у них нормативной агрессивности и эмоционально-волевой устойчивости была посвящена работа А.Н.Батурина (научный руководитель д.пс.н., профессор Марищук В.Л.) [7].

В связи с огромной популярностью, которую имел спортивный рукопашный бой у школьников и допризывной молодежи, потребовалась научная разработка системы подготовки с учетом их возрастных и психологических особенностей. Этому посвящены диссертационные работы:

А.Ю. Бурлакова (научный руководитель д.п.н., профессор Блахин Г.Н.) [9] — по направленному использованию приемов единоборств, методов физической культуры и боевых искусств Востока при подготовке юношей 14-17 лет к рукопашному бою, А.Х.Ариткулова (научный руководитель д.п.н., профессор Зюкин А.В.) [1] — по обоснованию психолого-педагогических условия формирования воинской направленности у школьников в процессе занятий армейским рукопашным боем. В русле этих же проблем выполнены диссертационные работы:                                   Я.Л.  Пильника (научный руководитель д.пс.н.,

профессор Марищук В.Л.) [33] — обоснована начальная подготовка детей (9­11 лет) по армейскому рукопашному бою при спортивной секции в условиях военного гарнизона; А.В. Глазистова [12] — по обоснованию базовой технико­тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою и М.А. Факеева (РГПУ им. А.И.Герцена, научный руководитель к.п.н., профессор Митин Е.А.) [36] — по подготовке юных спортсменов к рукопашному бою на основе развития психомоторных функций. Параллельно было выполнено исследование К.В. Климова (НГУ им. П.Ф.Лесгафта, научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [17], в котором на основе видеоанализа спортивных поединков ведущих спортсменов армейского рукопашного боя и универсального боя была обоснована система технико­тактической подготовки в комплексных (смешанных) единоборствах. По результатам его исследований написана и утверждена Госкомспортом России Программа подготовки по универсальному бою для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ.

В последние годы также активно проводились научные исследования по совершенствованию российской системы подготовки по рукопашному бою и прикладным единоборствам.

Сотрудник ФСКН, выпускник адъюнктуры Московского университета МВД России Р.А.Гавриленко (научный руководитель д.п.н., профессор Шиян

В.В.)     [11] разработал подходы по повышению результативности боевых

приемов борьбы в ограниченном пространстве средствами рукопашного боя.

А.Н. Кочергин (НГУ им. П.Ф.Лесгафта, научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) в серии специальных исследований [20, 21] разрабатывал проблему интеграции технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою. Было доказано, что «цементирующим» компонентом системы подготовки к рукопашному бою является психологическая подготовка, а тактическая направленность обучения должна строиться на принципе силового доминирования, предполагающего активную, наступательную тактику ведения любой рукопашной схватки.

Развитию и поддержанию специальной выносливости у военнослужащих Воздушно-десантных войск к рукопашной схватке при ведении боевых действий было посвящено исследование В.А.Исламова (научный руководитель

д.п.н., профессор Дмитриев Г.Г.) [13].

Разработкой технико-тактических алгоритмов действий военнослужащих при нападении диверсионных групп вероятного противника успешно занимался М.М.Науменко (научный руководитель д.п.н., профессор Миронов В.В.) [30].

Разработке модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов комплексного спортивного двоеборья «Универсальный бой» и совершенствованию системы их подготовки посвящено диссертационное исследование С.В.Полосина (научный руководитель к.п.н., доцент Варжеленко И.И.) [35].

Никифоров М.Ю. (НГУ им. П.Ф.Лесгафта, научный руководитель д.п.н., профессор Ашкинази С.М.) [31] научно обосновал и разработал содержание и методику обучения приемам рукопашного боя оперативных сотрудников МВД России на основе базово-кустового и комплексного подходов, что обеспечило значительный рост качества обучения и подготовки к выполнению служебно­боевых задач.

Заключение. Обобщение результатов собственных исследований, исследований учеников, а также результатов других ученых, занимавшихся проблемами обучения рукопашному бою и прикладным единоборствам, показывают, что главными факторами, влияющими на темпы роста и качество подготовки военнослужащих рукопашному бою, являются следующие:

  • построение содержания и методики обучения на основе единой базовой техники и базовых алгоритмов тактических ситуаций ближнего боя;
  • концентрированность обучения на начальном этапе;
  • обязательное выделение на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15% всего учебного времени;
  • активное моделирование на занятиях ситуаций боевой и служебно­боевой деятельности;
  • реализация в обучении правил скоростно-силового, тактико­ситуационного и результативного соответствия с использованием специальных макетов оружия и защитного снаряжения, а также принципа силового доминирования;
  • формирование в процессе обучения активной, агрессивно­наступательной тактики ведения рукопашного боя;
  • создание экстремального фона при проведении парных боевых упражнений;
  • обеспечение систематичности и согласованности в обучении РБ путем рационального сочетания различных форм физической подготовки с тактической подготовкой;
  • интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою;
  • активное использование возможностей спортивно-массовой работы по прикладным, спортивным единоборствам, боевым искусствам и рукопашному бою.

нацеленность на решение проблемы заблаговременной психологической адаптации воинов (сотрудников) к стрессовым условиям реальной рукопашной схватки, обеспечение перевода в разряд познанных психологических и физических нагрузок, возможных болевых ощущений, сопровождающих схватку, повышение порога болевых ощущений и по возможности ликвидация чувства страха перед ними

Ашкинази С.М., .д.п.н., профессор

Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.