ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (на примере каратэ)
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ НА НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ)

ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ НА НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ)

ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ НА НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ)
Конференции

В настоящее время большее значение приобретают философские и культурные основы, при которых приоритетным направлением в формировании физической культуры личности становится развитие интеллектуальных, нравственно-волевых качеств, мотивационно ценностных отношений, высокий уровень которых обеспечивает внутреннюю готовность человека к рациональным занятиям физическими упражнениями для укрепления здоровья и физического совершенствования.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека.

Основой возникновения и развития традиций использовать восточные боевые искусства в качестве действенного средства духовного воспитания молодежи выступают философско-религиозные учения стран Дальнего Востока: синтоизм, конфуцианство, буддизм, даосизм.

Эти традиции предполагают обязательность выполнения ряда условий, среди которых можно отметить наиболее главные: использование учениками бойцовских умений во благо людям; использование ритуалов, создающих атмосферу духовного воздействия; соблюдение этикета и системы правил поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учеником, между учениками всех возрастов; требования к нравственным качествам учителя, манере и такту поведения; восприятию каратэ как оружия самозащиты; переход к обучению технике нападения после овладения занимающимися необходимого нравственного опыта на уровне навыков нравственного поведения и нравственных качеств; высокие требования во время квалификационных экзаменов к личностным качествам претендентов; создание в тренировочном процессе ситуаций, требующих искоренения и коррекции ошибок нравственного поведения.

К сожалению, не все инструкторы задумываются о роли занятий боевыми искусствами в воспитании духовности и нравственности, уделяя больше внимания технической и физической подготовке.

В пришедших ранее в Россию восточных единоборствах были приняты за основу нападающий стиль ведения поединка, агрессивность, однообразная специальная подготовка (сила удара). В настоящее время развитие каратэ-до и других видов единоборств пропагандирует возврат к традициям восточных боевых искусств: он изучается не как техника рукопашного боя, а как путь совершенствования человеческой личности через боевое искусство.

С учетом вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости дальнейшей разработки проблемы применения восточных боевых искусств для развития у подростков не только физических, но и нравственных качеств.

Цель работы -исследование нравственного потенциала в воспитании личности подростков на примере каратэ-до.

Для достижения цели исследования мы проинтервьюировали 13 ведущих специалистов каратэ-до. Материал был собран на первенствах и Чемпионатах России по традиционному каратэ (по версии ВФРБ и ТК), а также на IV, V и VI Чемпионатах России по каратэ среди студентов (по версии WKF).

Обобщая мнение специалистов, мы сделали выводы, приведенные ниже.

Причины, по которым дети начинают заниматься каратэ — это желание улучшить физическую форму, реализация планов в спортивной сфере, самоутверждение в глазах окружающих.

Невысокий нравственный потенциал подростков может включать противоположные факторы поведения. Проявляя самостоятельность, уважение к старшим, сопереживание за своих друзей и товарищей, желание защитить свое достоинство и вступиться за более слабого, они в то же время могут проявлять агрессию, нетерпимость, наносить обиды товарищам.

Начиная занятия, подростки, имеющие заниженную самооценку, переживающие страх и неуверенность, могут не угнаться за более «старыми» учениками и, если вовремя не помочь им, могут перестать посещать тренировки по каратэ. В процессе же занятий их самооценка повышается, они чувствуют поддержку товарищей. Другая категория подростков имеют завышенную самооценку. Это неформальные лидеры подростковых компаний, сильные личности, которых не пугают трудности. Задача тренера в данном случае — добиться признания своего авторитета.

Если тренеру удается сложить в коллективе дружеские отношения, то появляется дисциплинированность, уважение и терпимость друг к другу, стремление помочь товарищу. От бессознательно-стереотипной формы поведения идет переход к осознанности и ответственности в действиях и поступках. Изменяется среда общения — дети и подростки, занимающиеся боевым искусством, менее рискуют оказаться под влиянием наркоманов. Повышается успеваемость в школе, формируется уважение к законам государства, ученики боевого искусства хорошо могут ориентироваться в информационных потоках идеологического характера и при необходимости использовать их, а это не что иное, как осознанная нравственность.

Огромна и уникальна роль жесткой дисциплины и специфической системы этикета единоборств, в частности каратэ. Приведем мнение вышеупомянутых проинтервьюированных специалистов.

«Каратэ воспитывает все физические и нравственные качества от быстроты, ловкости, терпения, решительности до умения вести себя в коллективе, обществе» (А.А. Шайхуллин).

«Как и любое другое искусство, боевое искусство каратэ формирует, прежде всего, всесторонне развитого человека, личность, активно проявляющую себя в обществе. Боевое искусство в моем понимании — это решение проблемы насилия человека над человеком, определение границ его необходимости, дозволенности поражающих и контролирующих действий» (Д.Ю. Тюрнин).

«Ценность каратэ-до для нравственного воспитания заключается в том, что человек начинает глубже всматриваться в себя, старается изменить себя, меняя отрицательные качества на положительные» (И.Г. Валеев).

«Каратэ помогает подрастающему поколению воспитывать свою нравственную среду. В это входит не только здоровье, но и духовное развитие» (Асаи Тецухико).

«В каратэ существуют свои хорошие традиции: поклоны, чистое кимоно с четким соответствием всех требований экипировки, принцип методики тренировок, дружеская поддержка, воспитание духа, стойкости, чувства патриотизма за свой клуб, высокий уровень дисциплины» (А.Ж. Сакипкереев).

Так же специалисты (в частности А.А.Шайхуллин, Д.Б.Цой, А.В.Алабужев, И.Ф.Минхаеров) считают, что в формировании нравственности в детях особое место уделяется личному примеру тренера, который сам должен обладать нравственными и волевыми качествами.

Обобщая результаты исследований роли боевых искусств, в частности каратэ, в воспитании нравственности, можно заключить, что эти занятия способствуют формированию у подростков дисциплинированности, осознанию ответственности в действиях и поступках, уважения, терпимости и готовности помочь друг к другу, развитию дружеских отношений; воспитываются такие нравственные качества, как трудолюбие, скромность, патриотизм, способность к осознанному применению каратэ как способу поражения и контроля противника с учетом границ необходимости и дозволенности. Воспитываются и волевые качества:                              целеустремленность, самостоятельность,дисциплинированность, самообладание, терпеливость, решительность и мужество, а также такие черты характера как уважение к сопернику, учителю, старшим, уверенность в себе, умение познавать себя, умение постоять за себя, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.