СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРЬБЫ ЗА ЗАХВАТ | fightmap.ru
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРЬБЫ ЗА ЗАХВАТ КАК ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРЬБЫ ЗА ЗАХВАТ КАК ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОРЬБЫ ЗА ЗАХВАТ КАК ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Конференции

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.

Грамотное и рациональное ведение борьбы за захват повышает вероятность проведения оцениваемого приема, позволяет эффективно нейтрализовать атакующие действия соперника, а также демонстрировать судьям свое преимущество в спортивном поединке. Многие специалисты подчеркивают, что на данном этапе соревновательного взаимодействия двух борцов создаются необходимые условия для результативного выполнения атакующих действий [3, 10]. Г.П. Пархомович [6] утверждает, что современный соревновательный поединок на 80% времени представляет собой борьбу соперников за захват, а умение правильно вести ее расширяет технико-тактические возможности борца. Существует большое количество вариантов захватов, множество тактических рисунков

ведения борьбы за захват, но чаще всего эти знания базируются на личном опыте спортсменов и тренеров и носят фрагментарный характер. Стройной системы, а соответственно, и конкретных методик обучения и совершенствования борьбы за захват в научно-методической литературе не приводится. В то же время целенаправленное совершенствование умений и навыков ведения борьбы за «свой» («коронный») захват ведущими специалистами всегда рассматривалось как обязательная часть технико­тактической подготовки борцов [3, 7, 9]. Это положение подчеркивает актуальность и значимость представленной работы.

Цель исследования — разработка комплекса заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными технико-тактическими действиями (ТТД) спортсмена.

Методы исследования — анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, видеоанализ соревновательных схваток, интервьюирование и опрос тренеров, моделирование.

Результаты исследования. В результате анализа специальной литературы стало совершенно очевидно, что совершенствование умений и навыков борьбы за захват во взаимосвязи с личным арсеналом ТТД должно основываться на комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности борца (морфологические, физические и психические). Большинство специалистов в своих исследованиях [4, 5 и др.] выделяют 3-4 характерных типа борцов:          силовик, темповик, игровик и универсал.

Проведенные нами исследования позволили углубить индивидуальный подход при формировании личного арсенала ТТД борца на основе расширения типологии борцов и выделения следующих 9-и характерных типов:

  • силовик атакующий динамичный;
  • силовик атакующий статодинамический;
  • силовик контратакующий динамичный;
  • силовик контратакующий статодинамический;
  • темповик динамичный;
  • темповик статодинамический;
  • игровик атакующий;
  • игровик контратакующий;
  • универсал [1, 2, 8].

Это дало возможность более дифференцированно подойти к определению содержания и использованию средств и методов при осуществлении технико-тактической подготовки юных борцов, в том числе и при совершенствовании борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными ТТД.

Разработка комплекса заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват с последующим переходом к проведению индивидуальных ТТД, проводилась на основе педагогических наблюдений, видеоанализа соревновательных схваток высококвалифицированных самбистов и дзюдоистов, интервьюирования и опроса тренеров высшей и первой категории, моделирования.

Нами было разработано 20 заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными ТТД, которые использовались на основе применения соревновательного метода в учебно-тренировочном процессе подготовки юных самбистов.

  • задание. Первый номер (№1) выбирает «коронный» захват, пытается его взять, а второй номер (№2) быстрыми движениями встречает действия №1 и не дает ему взять захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с) как №1, так и №2.
  • задание. №1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно). Задача у №1 удержать захват, а у №2 сорвать его. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
  • задание. №1 выбирает, какой взять «коронный» захват и пытается его взять. №2 быстрыми движениями встречает действия №1 (работает 50% сопротивления) и не дает взять захват, а если №1 все же его взял, срывает захват (работает 100% сопротивления). После срыва захвата №1 должен опять быстро взять тот же захват, а после его взятия борцы расходятся и начинают выполнять задание заново. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. Борцы №1 и №2 находятся вне захвата. № 2 старается взять заданный захват, а № 1 , используя его движение, берет свой «коронный» захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
  • задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом №1 коронного приема. № 1 должен сорвать этот захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
  • задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом №1 коронного приема. №1 должен сорвать этот захват и быстро взять свой захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно), его задача сохранить этот захват и не дать борцу № 2 заблокировать возможность проведения из него атакующих ТТД. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. №2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. №1 должен, не срывая захвата борца № 2, пробиться к своему «коронному» захвату (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздергивание захватом и т.п.). Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. №1 выбирает, какой взять «коронный» захват, пытается его взять, а №2 быстрыми движениями встречает действия №1, не давая взять захват. После взятия захвата, №1 проводит резкий подворот на свой «коронный» прием, при этом №2 не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно). Задача №1 захват удержать, а №2 — сорвать. В процессе срыва захвата первый номер должен почувствовать момент и выполнить мощный подворот на прием. №2 подвороту не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 1 выбирает какой взять «коронный» захват, пытается его взять, а №2 быстрыми движениями встречает (работает 50% сопротивления), не дает взять захват. Если №1 все же взял свой захват, №2 срывает его (работает 100% сопротивления), После срыва №1 должен опять быстро взять тот же захват и после его взятия должен провести мощный бросок (можно с падением). При этом №2 сопротивляется 25% от максимума. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. Борцы находятся вне захвата. № 2 старается взять заданный захват, а №1, используя его движение, берет свой захват и проводит резкий подворот на «коронный» прием, № 2 подвороту не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен выполнять подготовку к своему «коронному» приему во время срыва и в момент срыва выполнить бросок. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен сорвать этот захват, взять свой захват и выполнить «коронный» бросок. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно), а №
  • берет любой захват. Задача №1 сохранить свой захват и провести в нужный момент «коронный» бросок, не дав борцу №2 заблокировать возможность проведения приема. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен, не срывая неудобного захвата, пробиться к своему захвату (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздёргивание захватом и т.п.), далее провести свой «коронный» прием. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
  • задание. № 1 держит свой «коронный» захват, № 2 берет свой захват

(без срыва) и пытается провести прием (рискует). Задача №                               1

проконтролировать своим захватом подворот на бросок № 2 и провести контратаку своим «коронным» приемом. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).

  • задание. № 1 старается взять свой захват, а № 2 не дает его взять. После взятия № 1 своего захвата, № 2 начинает срывать его и брать свой захват или не срывая брать свой захват (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздёргивание захватом и т.п.). №1 в течение всего этого процесса должен найти благоприятный момент (или создать его) и провести комбинацию приемов (подготовительный прием + «коронный» прием). № 2 во время проведения комбинации старается защищаться на 100% от первого приема и на 50% от второго. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1,5 мин, а отдых между сериями 40 с).
  • задание. № 1 старается взять свой захват, а № 2 не дает его взять, а после взятия старается срывать захват №1. Задача №1 после взятия выполнять индивидуальную тактическую задачу (н/р теснение за ковер, сбив в партер, заставить партнера поменять стойку и т.п.). Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1,5 мин, а отдых между сериями 40 с).
  • задание. № 2 старается взять свой захват, а № 1 не дает его взять и навязывает свой захват (если № 2 все же берет нужный ему захват, тогда № 1 блокирует или срывает его и навязывает свой захват). После этого № 1 выполняет индивидуальную тактическую задачу + проводит в нужный момент свой «коронный» прием или комбинацию с ним. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 2 мин, а отдых между сериями 45 с).

При применении вышеприведенных заданий тренеру и борцу необходимо соблюдать следующие методические требования и рекомендации:

  • борцу, выступающему под № 1, по возможности необходимо выполнять задания с партнерами (№ 2), относящимися к различным характерным типам борцов;
  • тренер вместе с борцом должен определить, к какому из 9-и характерному типу относится его воспитанник, что позволит наиболее эффективно использовать предлагаемые задания. Например, в заданиях 19 и 20 можно подбирать тактические действия, наиболее подходящие каждому конкретному типу борца. При этом тренер вместе с борцом должны определить тактические действия в соответствии с его индивидуальными особенностями (типом борца) и особенностями выбранного «коронного» приема (например, ввести соперника в заблуждение, поставить в неудобное положение и т.п.). Для этого могут быть использованы различные ТТД, такие как маневрирование, сковывание в захвате, угроза, вызов и т.д.;

-задания необходимо выполнять по возможности подбирая партнеров таким образом, чтобы для борца № 2 была присуща борьба: из какого-либо одного или нескольких положений соперника, стоящего в правой, левой, низкой, средней или высокой стойке; с дистанции — короткой, средней или длинной; в различных захватах — классических, плотных, косых и др.

  • при выполнении данных заданий тренер должен контролировать правильность выполнения всех упражнений, корректировать сопротивление партнеров в схватках по заданию таким образом, чтобы спортсмены в соответствии с конкретным заданием сами научились чувствовать необходимость проявления усилия и помогать друг другу создавать нужные тактические ситуации, максимально приближенные к реальным соревновательным условиям;
  • тренеру необходимо следить за тем, чтобы спортсмены помогали друг другу выполнять задания, так как они требуют собранности, концентрации внимания, тактического мышления и т.д., а также контролировать выполнение «коронного» приема в заданиях с максимальной скоростью, мотивировать и настраивать борцов на ответственное выполнение заданий;
  • последовательность и дозировка использования заданий в тренировочном процессе определяется тренером.

Выводы.

  1. Целенаправленное совершенствование умений и навыков ведения борьбы за «свой» захват является обязательной частью индивидуальной технико-тактической подготовки борца.
  2. Совершенствование борьбы за захват необходимо осуществлять во взаимосвязи с формированием «коронной» техники.
  3. Предлагаемый подход к совершенствованию борьбы за захват реализуется на основе отнесения юных спортсменов к той или иной характерной группе борцов (одной из 9-и типов) и последовательного усложнения соревновательного взаимодействия в поединке, представленного в предлагаемых заданиях, а также на базе выполнения методических требований и рекомендаций по использованию разработанных заданий.

 

 

Дементьев В.Л., д.п.н., профессор,

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

Федяев Н.А., к.п.н., преподаватель,

Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.