БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.
Грамотное и рациональное ведение борьбы за захват повышает вероятность проведения оцениваемого приема, позволяет эффективно нейтрализовать атакующие действия соперника, а также демонстрировать судьям свое преимущество в спортивном поединке. Многие специалисты подчеркивают, что на данном этапе соревновательного взаимодействия двух борцов создаются необходимые условия для результативного выполнения атакующих действий [3, 10]. Г.П. Пархомович [6] утверждает, что современный соревновательный поединок на 80% времени представляет собой борьбу соперников за захват, а умение правильно вести ее расширяет технико-тактические возможности борца. Существует большое количество вариантов захватов, множество тактических рисунков
ведения борьбы за захват, но чаще всего эти знания базируются на личном опыте спортсменов и тренеров и носят фрагментарный характер. Стройной системы, а соответственно, и конкретных методик обучения и совершенствования борьбы за захват в научно-методической литературе не приводится. В то же время целенаправленное совершенствование умений и навыков ведения борьбы за «свой» («коронный») захват ведущими специалистами всегда рассматривалось как обязательная часть техникотактической подготовки борцов [3, 7, 9]. Это положение подчеркивает актуальность и значимость представленной работы.
Цель исследования — разработка комплекса заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными технико-тактическими действиями (ТТД) спортсмена.
Методы исследования — анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, видеоанализ соревновательных схваток, интервьюирование и опрос тренеров, моделирование.
Результаты исследования. В результате анализа специальной литературы стало совершенно очевидно, что совершенствование умений и навыков борьбы за захват во взаимосвязи с личным арсеналом ТТД должно основываться на комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности борца (морфологические, физические и психические). Большинство специалистов в своих исследованиях [4, 5 и др.] выделяют 3-4 характерных типа борцов: силовик, темповик, игровик и универсал.
Проведенные нами исследования позволили углубить индивидуальный подход при формировании личного арсенала ТТД борца на основе расширения типологии борцов и выделения следующих 9-и характерных типов:
- силовик атакующий динамичный;
- силовик атакующий статодинамический;
- силовик контратакующий динамичный;
- силовик контратакующий статодинамический;
- темповик динамичный;
- темповик статодинамический;
- игровик атакующий;
- игровик контратакующий;
- универсал [1, 2, 8].
Это дало возможность более дифференцированно подойти к определению содержания и использованию средств и методов при осуществлении технико-тактической подготовки юных борцов, в том числе и при совершенствовании борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными ТТД.
Разработка комплекса заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват с последующим переходом к проведению индивидуальных ТТД, проводилась на основе педагогических наблюдений, видеоанализа соревновательных схваток высококвалифицированных самбистов и дзюдоистов, интервьюирования и опроса тренеров высшей и первой категории, моделирования.
Нами было разработано 20 заданий, направленных на совершенствование борьбы за захват во взаимосвязи с индивидуальными ТТД, которые использовались на основе применения соревновательного метода в учебно-тренировочном процессе подготовки юных самбистов.
- задание. Первый номер (№1) выбирает «коронный» захват, пытается его взять, а второй номер (№2) быстрыми движениями встречает действия №1 и не дает ему взять захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с) как №1, так и №2.
- задание. №1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно). Задача у №1 удержать захват, а у №2 сорвать его. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
- задание. №1 выбирает, какой взять «коронный» захват и пытается его взять. №2 быстрыми движениями встречает действия №1 (работает 50% сопротивления) и не дает взять захват, а если №1 все же его взял, срывает захват (работает 100% сопротивления). После срыва захвата №1 должен опять быстро взять тот же захват, а после его взятия борцы расходятся и начинают выполнять задание заново. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. Борцы №1 и №2 находятся вне захвата. № 2 старается взять заданный захват, а № 1 , используя его движение, берет свой «коронный» захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
- задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом №1 коронного приема. № 1 должен сорвать этот захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 20 с).
- задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом №1 коронного приема. №1 должен сорвать этот захват и быстро взять свой захват. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 30 с, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно), его задача сохранить этот захват и не дать борцу № 2 заблокировать возможность проведения из него атакующих ТТД. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. №2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. №1 должен, не срывая захвата борца № 2, пробиться к своему «коронному» захвату (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздергивание захватом и т.п.). Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. №1 выбирает, какой взять «коронный» захват, пытается его взять, а №2 быстрыми движениями встречает действия №1, не давая взять захват. После взятия захвата, №1 проводит резкий подворот на свой «коронный» прием, при этом №2 не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно). Задача №1 захват удержать, а №2 — сорвать. В процессе срыва захвата первый номер должен почувствовать момент и выполнить мощный подворот на прием. №2 подвороту не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 выбирает какой взять «коронный» захват, пытается его взять, а №2 быстрыми движениями встречает (работает 50% сопротивления), не дает взять захват. Если №1 все же взял свой захват, №2 срывает его (работает 100% сопротивления), После срыва №1 должен опять быстро взять тот же захват и после его взятия должен провести мощный бросок (можно с падением). При этом №2 сопротивляется 25% от максимума. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. Борцы находятся вне захвата. № 2 старается взять заданный захват, а №1, используя его движение, берет свой захват и проводит резкий подворот на «коронный» прием, № 2 подвороту не сопротивляется. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен выполнять подготовку к своему «коронному» приему во время срыва и в момент срыва выполнить бросок. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен сорвать этот захват, взять свой захват и выполнить «коронный» бросок. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 берет свой «коронный» захват (беспрепятственно), а №
- берет любой захват. Задача №1 сохранить свой захват и провести в нужный момент «коронный» бросок, не дав борцу №2 заблокировать возможность проведения приема. Задание борцами выполняется серийно (по 3серии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 2 держит неудобный захват для проведения борцом № 1 коронного приема. № 1 должен, не срывая неудобного захвата, пробиться к своему захвату (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздёргивание захватом и т.п.), далее провести свой «коронный» прием. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 держит свой «коронный» захват, № 2 берет свой захват
(без срыва) и пытается провести прием (рискует). Задача № 1
проконтролировать своим захватом подворот на бросок № 2 и провести контратаку своим «коронным» приемом. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1 мин, а отдых между сериями 30 с).
- задание. № 1 старается взять свой захват, а № 2 не дает его взять. После взятия № 1 своего захвата, № 2 начинает срывать его и брать свой захват или не срывая брать свой захват (используя перехватывание захвата, прокалывание захвата, раскачивание захватом, раздёргивание захватом и т.п.). №1 в течение всего этого процесса должен найти благоприятный момент (или создать его) и провести комбинацию приемов (подготовительный прием + «коронный» прием). № 2 во время проведения комбинации старается защищаться на 100% от первого приема и на 50% от второго. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1,5 мин, а отдых между сериями 40 с).
- задание. № 1 старается взять свой захват, а № 2 не дает его взять, а после взятия старается срывать захват №1. Задача №1 после взятия выполнять индивидуальную тактическую задачу (н/р теснение за ковер, сбив в партер, заставить партнера поменять стойку и т.п.). Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 1,5 мин, а отдых между сериями 40 с).
- задание. № 2 старается взять свой захват, а № 1 не дает его взять и навязывает свой захват (если № 2 все же берет нужный ему захват, тогда № 1 блокирует или срывает его и навязывает свой захват). После этого № 1 выполняет индивидуальную тактическую задачу + проводит в нужный момент свой «коронный» прием или комбинацию с ним. Задание борцами выполняется серийно (по Зсерии, каждая из которых по 2 мин, а отдых между сериями 45 с).
При применении вышеприведенных заданий тренеру и борцу необходимо соблюдать следующие методические требования и рекомендации:
- борцу, выступающему под № 1, по возможности необходимо выполнять задания с партнерами (№ 2), относящимися к различным характерным типам борцов;
- тренер вместе с борцом должен определить, к какому из 9-и характерному типу относится его воспитанник, что позволит наиболее эффективно использовать предлагаемые задания. Например, в заданиях 19 и 20 можно подбирать тактические действия, наиболее подходящие каждому конкретному типу борца. При этом тренер вместе с борцом должны определить тактические действия в соответствии с его индивидуальными особенностями (типом борца) и особенностями выбранного «коронного» приема (например, ввести соперника в заблуждение, поставить в неудобное положение и т.п.). Для этого могут быть использованы различные ТТД, такие как маневрирование, сковывание в захвате, угроза, вызов и т.д.;
-задания необходимо выполнять по возможности подбирая партнеров таким образом, чтобы для борца № 2 была присуща борьба: из какого-либо одного или нескольких положений соперника, стоящего в правой, левой, низкой, средней или высокой стойке; с дистанции — короткой, средней или длинной; в различных захватах — классических, плотных, косых и др.
- при выполнении данных заданий тренер должен контролировать правильность выполнения всех упражнений, корректировать сопротивление партнеров в схватках по заданию таким образом, чтобы спортсмены в соответствии с конкретным заданием сами научились чувствовать необходимость проявления усилия и помогать друг другу создавать нужные тактические ситуации, максимально приближенные к реальным соревновательным условиям;
- тренеру необходимо следить за тем, чтобы спортсмены помогали друг другу выполнять задания, так как они требуют собранности, концентрации внимания, тактического мышления и т.д., а также контролировать выполнение «коронного» приема в заданиях с максимальной скоростью, мотивировать и настраивать борцов на ответственное выполнение заданий;
- последовательность и дозировка использования заданий в тренировочном процессе определяется тренером.
Выводы.
- Целенаправленное совершенствование умений и навыков ведения борьбы за «свой» захват является обязательной частью индивидуальной технико-тактической подготовки борца.
- Совершенствование борьбы за захват необходимо осуществлять во взаимосвязи с формированием «коронной» техники.
- Предлагаемый подход к совершенствованию борьбы за захват реализуется на основе отнесения юных спортсменов к той или иной характерной группе борцов (одной из 9-и типов) и последовательного усложнения соревновательного взаимодействия в поединке, представленного в предлагаемых заданиях, а также на базе выполнения методических требований и рекомендаций по использованию разработанных заданий.
Дементьев В.Л., д.п.н., профессор,
Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Федяев Н.А., к.п.н., преподаватель,
Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева