БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.
Цель исследования — осуществить анализ применяемых средств, методов и организационных форм учебно-тренировочных занятий в многолетней подготовке боевых искусств.
Продолжительность и структура подготовки единоборцев высокой квалификаций многофакторный процесс, предусматривающий структуру соревновательной деятельности, возрастные периоды проявления двигательных способностей и адаптацию организма к ним, темпы биологического созревания, возраст начала занятий, содержания тренировочного процесса, средств восстановления и их оптимальное планирование с учетом возрастных границ. (В.И. Платонов, 1987).
Оптимальный период для начальной подготовки в боевых искусствах (И. Хантэу, 2005) приходится на 10-11 летний возраст, однако зачисление детей в секции боевых искусств может проводиться и в более раннем возрасте. Хантэу демонстрирует, что во многих странах, таких как Франция, Голландия, Г ермания или Италия, детей зачисляют в профильные клубы достаточно рано, начиная с 6-7 летнего возраста.
Тренировочная подготовка в боевых искусствах делится на пять этапов подготовки: этап начальной подготовки (6-9 лет); этап предварительной базовой подготовки (10-14 лет); этап специализированной подготовки (14-18 лет); этап подготовки и достижения больших успехов (18-21 год); этап сохранения высших достижений (после 21 года).
На этапе начальной подготовки главными задачами являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков физического развития, обучение техники боевых искусств и техники различных вспомогательных и специально подготовительных упражнений.
Подготовка юных единоборцев предусматривает разнообразие средств и методов с применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением в основной игрового метода в комплексной форме занятий. На этом этапе не планируются тренировочные занятия со значительными физическими и психологическими нагрузками, предполагающие применение однообразных и монотонных средств.
В технической подготовке не рекомендуется стабилизировать технику движений, добиваться ее жесткой стабилизаций с целью достижения определённых спортивных результатов. Такой подход основа для последующего технического совершенствования.
Особая подготовка на этом этапе направлена не на прямую конфронтацию между детьми, а на овладения некоторыми простыми приветственными жестами и умиротворительным поведением, в виде сигналов, способных передать безопасность и вызвать состояние спокойствия у участвующих, но акцент делается на формирование навыков самозащиты и самострахования. Навыки самозащиты относятся к формированию специализированных восприятий, которые на практике известны под названием „чувство дистанции” или „чувство соперника”, а также навыков действия или относительно стабильного двигательного поведения, направленных на обеспечение высокой степени безопасности и повышенной эффективности.
Этап значительно способствует проявлению сноровки, переходу действия от конкретного плана к умственному плану, тем не менее, это не избавляет от внешних принуждений, социальной и физической среды. Умственная деятельность остается сосредоточенной на практической адаптации, а единственным критерием оценивания является успех или неудача действия, но теперь ребенок имеет представление о практическом результате, который должен быть достигнут, и прилагает усилия в выявлении новых альтернатив для удовлетворения своих сиюминутных потребностей или желаний.
Этап требует постановки задач, которые могут быть выполнены, одновременно с постепенным повышением степени сложности для выполнения с точностью и в безопасности некоторых все более сложных двигательных структур. В физическом плане необходимо использовать преимущественно динамические упражнения, из легкой атлетики, гимнастики, подвижных игр, выполняемые в различном темпе или приобщая различные структуры ритма, которые будут способствовать посредством обдуманного чередования нагрузок и отдыха, повышению функциональных возможностей и повышению общей физической подготовленности.
На этапе предварительной базовой подготовки основными задачами является разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепления здоровья, устранение недостатков физического развития и физической подготовленности, формирование «школы движений» с учётом сопряжённости. Внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов и целенаправленной многолетней спортивной подготовки.
Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объёме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. Юный спортсмен должен освоить технику многих специально-подготовительных упражнений соответствующий его морфофункциональным возможностям, обеспечивающая умение варьировать основными параметрами технического мастерства.
Особое внимание уделяется развитию различных форм быстроты, координационных и скоростно-силовых способностей в условиях комплексной формы занятий. Данный этап соответствует пубертатному периоду, в котором происходит ряд глубоких преобразований как биологического, так психологического характера. Весь период отмечен процессами роста, созревания и научения, взаимодействие этих факторов может носить различный характер: нейтральный, синергический и антагонистический.
Увеличение роста сопровождается увеличением мышечной массы, а вместе с этим значительно возрастает мышечная сила (особенно у мальчиков). Внутренние органы развиваются надлежаще, однако, сердце тяжело справляется с бременем этого стремительного развития, и все чаще начинают возникать моменты усталости (А. Деметер).
На этом этапе реализуется освоение базовой техники, направленной в основном на формирование некоторых навыков самообороны и наращивание способности их применения в изменчивых или состязательных условиях, с целью удовлетворения повышенных потребностей безопасности и комфорта, а также направлены на повышение уверенности в своей способности справиться с новыми вызовами или конфликтными ситуациями.
На этапе специализированной базовой подготовки основное место продолжает занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных единоборств с постепенным наложением специализированными технико-тактическими действиями.
Чрезмерно раннее освоение технико-тактических действий препятствует достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем со скоростно- силовой направленностью в связи с несформированной фосгенной энергетической системой (В. Л. Уткин, 1989)
По мнению Т. Бомпа (2003), атлеты прошедшие в детско-юношеском возрасте надлежащую многоборную подготовку достигают наилучших спортивных результатов в старшем возрасте. Нетерпеливые тренера, спешащие добиться от детей высоких результатов, как правило терпят неудачу.
Этап специализированной подготовки — это благоприятный период для приложения значительных и непрерывных усилий для совершенствования двигательных навыков и умений, повышения общих способностей и достижения высших показателей подготовки.
Тренировочный процесс, в основном, направлен на повышение степени безопасности и контроля в реализации действий, а также на способность адаптации действий в зависимости от реакции соперника. Этим добивается совершенствование технической подготовки и выстраивание тактических стратегий для участия в спортивных соревнованиях.
Параллельно с технико-тактической подготовкой преследуется умение держать эмоции под контролем. Способность регулировать эмоции охватывает весь процесс восприятия, оценивания ситуации и изменения собственных эмоциональных реакций, процесс, который начинается довольно рано в детстве и окажет влияние не только на поведение на спортивных соревнованиях, но и наметит социальные отношения во всей их полноте. (М.В. Пассер, Р.Е. Смит)
Деметер отмечает, что одновременно с окончанием „бурного периода” развития на пубертатном этапе, скорость роста замедляется, и к концу данного этапа организм приближается к стадии соматовегетативного созревания типичного для взрослого человека. Деметер считает этот этап чрезвычайно благоприятным для развития всех двигательных качеств, и, в частности, сила и выносливость будут пользоваться сейчас наилучшими условиями развития. Развитие силы происходит главным образом благодаря мышечной гипертрофии, что достигается в основном за счет сегментарных усилий со средними и большими нагрузками, будучи противопоказанными, максимальные напряжения и работа со штангой над головой.
Молодым людям, которые систематически участвовали и выполняли непрерывные и постоянные тренировочные нагрузки, этот этап может принести удовлетворение в спортивных соревнованиях, что еще больше приблизит их профессиональной спортивной деятельности.
На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей увеличивается содержание средств специальной подготовки в общем объёме тренировочной работы в условиях избирательной формы занятий.
Основная задача — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать необходимые адаптационные. суммарные величины объёма и интенсивности тренировочной работы максимума, широко используя занятия с большими нагрузками, редко возрастают соревновательная практика и объём специальной психологической и тактической подготовки.
Этот этап представляет собой первый шаг к зрелости, которая устанавливается путем непрерывного усилия объективации, на фоне созревания процессов мышления и накопления большого объема фактических знаний.
Многие знания, вытекают из практики, но изначально эти констатации необязательно являются правдивыми, только после научного обоснования и дополнения знаниями, соответствующей деятельности, обеспечивается гарантия того, что воплощенные в факты, приведут к высоким достижениям.
На этом этапе необходимо обеспечить высокий уровень техникотактической подготовки, которая будет поддерживаться соразмерной физической и психологической подготовкой.
Технико-тактическая подготовка ориентирована на выявление и обеспечение всех условий или требований к контролю и успешных действий. Рекомендуется построение комплексных стратегий, которыми должен руководствоваться атлет в безвыходных ситуациях.
На этом этапе уровень физической подготовки приближается к максимальным качественным показателям (И. Хантэу), не достигая „наивысших результатов старших соперников” (T. Бомпа). Физическая подготовка подчинена реализации высших адаптаций на уровне соревновательной нагрузки и достижению спортивной формы на период официальных соревнований.
Для этапа сохранения достижений характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при или даже меньшем объёме тренировочной работы. Одновременно внимание уделяется совершенствованию технического мастерства особенно «коронных» технико-тактических действий, устранению частных недостатков в физической подготовленности.
Спортсмен пользуется богатым соревновательным опытом, а техникотактическая подготовка фокусируется на проведении спортсменом углубленного изучения своего участия в соревнованиях и в то же время изучения потенциальных соперников в целях дешифровки их метода действия и обнаружения возможных ошибок или брешей в обороне.
На этом этапе подготовки, на фоне достижения максимальных результатов, особое внимание уделяется динамики тренировочной нагрузки, взаимосвязи нагрузки с отдыхом и восстановлению потенциала спортсмена. Со временем способность к адаптации немного снижается, а сохранение высших результатов достигается за счет сохранения функциональных возможностей путем обдуманного чередования объема с интенсивностью и обеспечения дополнительных способов восстановления (И. Хантэу, 2005).
Формирование и совершенствование личности спортсменов должно быть непрерывным и постоянным занятием тренеров так как личность является той, которая использует в соревнованиях все накопления, сделанные спортсменами в своей повседневной работе, в течение многих лет (Никулеску, 2000, стр. 95). Никулеску демонстрирует, что на протяжении этих этапов реализуется последовательная интериоризация в плане личности специфики деятельности.
Федерация ММА Республики Молдова,
Молдова, Кишинёв