БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.
В настоящее время множество последователей каратэ из разных стилей практикуют Санчин Ката. При этом не все понимают их значение и то, как они могут использованы в качестве эффективного инструмента развития и совершенствования Каратэ-До.
Цель исследования: Сделать анализ составляющих подготовки для изучения и совершенствования Санчин ката в Годзю-рю.
Методы исседования: Анализ литературных источников, обобщение опыта мастеров Каратэ-до.
Санчин переводится как «сан» — три и «син» — бой, конфликт, сражение. Сегодняшние мастера Годзю-Рю объясняют значение Санчин Ката как состояние боя, в котором выстраиваются и объединяются боевые качества Ума (Kokoro), Тела (Tai), Духа (Toukon). Мастера Окинавского Годзю-Рю считают Санчин (Sanchin), Санчин Дай Ни (Sanchin Dai Ni) и Теншо (Tensho) Ката фундаментом, на котором строится система Годзю-Рю.
Кокоро переводится как «Ум» или «Сердце». Мушин (Mushin) дословно «отсутствие разума», это состояние ума жизненно важно не только в практике Санчин, но и для достижения общей эффективности воина. Мушин — свобода от мыслей в состоянии сознания. Ум здесь находится вне каких бы то ни было раздражителей, направлен в себя, сфокусирован. В этом состоянии ум должен быть чистым и пустым, только так возможно принятие верных решений, быстрая реакция, мгновенное применение техник и тактики, не тратя времени на обдумывание. Если ум не сконцентрирован, тело не способно достичь максимума эффективности.
Тай переводится как «тело». Боеготовность тела — результат постоянной практики, оттачивания принципов Годзю-Рю, закрепления основных элементов Будо (Путь воина), Ки (Внутренней энергии), Соку (Дыхания) и Тай (Тела). Эта цель может достигнута путем тренировок, чёткого следования за учителем и неустанного совершенствования боевых навыков.
Тукон переводится как «Боевой дух» или «Несокрушимый дух». В любом бою решающий фактор — присутствие боевого духа. Сильный боевой дух укрепляет волю и выносливость, бесстрашие к ударам.
Санчин является фундаментальным Ката Окинавского Годзю-рю, поскольку отражает простые, но глубочайшие принципы Годзю-Рю — выковывание и объединение Ки (внутренней энергии), Соку (дыхания) и Тай (тела).
Конечна цель обучения Годзю-Рю — развития самоконтроля для создания сильного тела и духа. Санчин Ката — это инструмент для оттачивания боевой техники путём баланса Дачи (поза, укрепляющая связь с опорой и развивающая структуру тела), совершенствование Waza (техники), контроля дыхания, развивающего силу Танден, Кимэ (ментальная и физическая концентрация) и Мушин (ясный непоколебимы ум).
Рассматривая Ки, Соку и Тай в связи с Санчин, в первую очередь. Необходима тренировка Тай — структуры и положения тела. Тренировку тела приводят в соответствие дыханию (Соку), что в целом укрепляет внутреннюю энергию Ки.
Под структурой тела подразумевается постановка ступней, коленей, бёдер, головы, плеч, рук и кистей рук в стойке Дачи. Правильное положение выравнивает все тело таким образом, чтобы наиболее эффективно подключить и использовать силу мышц и сухожилий.
В природе чем выше дерево, тем глубже и сильнее его корни. Это наблюдение верно и для развития боевых навыков. В первую очередь необходимо укрепиться на опоре «укорениться». При этом важно помнить, что чем сильнее связь с опорой. Тем интенсивнее реализуется физическая мощь тела. Наличие сильных корней создаст прочную основу для формирования и осознания центральной оси тела и, как следствие. Его сбалансированности. Хороший баланс означает, что сила мышц будет использовано наиболее естественным, эффективным и действенным образом.
Основная поза Санчин — наиболее распространенная поза Годзю-Рю. Система Годзю-Рю создана для боя на средней и короткой дистанции, поэтому основная стойка должна обеспечивать надёжную устойчивость, должна защищать и амортизировать удары, давать энергию движениям и в тоже время быть маневренной и гибкой. Мастер Миядзато говорил, что 70% полной силы всего тела исходит из ступней, ног и бёдер.
Соку (Soku), или дыхание. В Китае существует два типа дыхания. Применяемого в боевых искусствах. Их называют «Буддийский» и «Даосский».
«Буддийский» тип дыхания используют в Годзю-Рю, часто его ещё называет «Дыхание Танден». Центр Танден расположен в центре живота, в общем центре тяжести тела.
Дыхание и Ки неразрывно связаны. В Санчин Ката внутренняя сила высвобождается и фокусируется через развитие Танден. Дыхание Танден необходимо для возникновение и накопление силы.
В Санчин Ката техники Ваза синхронизируются с дыханием, вдохом и выдохом. Выдох должен быть всегда немного длиннее вдоха. Чошо (Chosho) или контроль дыхания требует тщательных тренировок и постоянного совершенствования.
Ки переводиться как «Энергия». Танден — это центр зарождения и хранения Ки, отсюда Ки переходит в остальные части тела.
Во внешних боевых искусствах Ки поддерживает силу мышц и сухожилий. Годзю-Рю классифицируется как внешнее боевое искусство. Ки используется для усиления мышц и сухожилий в выполнении техники. А так же в выращивании того, что в Китае называют «железная рубашка», или способность мышц противостоять ударам.
Таким образом. В Санчин Ката внешние движения и ки (Го/Дзю или Инь/Янь) работают в согласии. Обеспечивая силу. Необходимую для выполнения Ваза. Ки также направляется на внешние мышцы для противостояния ударам.
Только когда элементы Ки, Соку и Тай сбалансированы и сочетаются с Кокоро, Тай и Тукон, возможно достижение истинной силы и духа Каратэ-До.
Мастера Хигаонна Канрё, Тедзюн мияги и Миядзато Эйичи всегда концентрировали внимание на необходимости Ходзё Ундо -дополнительные тренировки, включающие набор упражнений со специальным силовым оборудованием. Силовые тренировку улучшают структуру. синхронизируют работу Танден и Ваза, для достижения Кимэ фокуса. Укрепляют тело, обеспечивая правильную динамику энергии, необходимую в Годзю-Рю. Для улучшения техники Санчин Ката испошльзуют два типа оборудования — Нигири Гамэ (Nigiri Game) и Иши Саши (Ishi Sashi).
Важной составной частью совершенствования Санчин Ката является Санчин тест одним или двумя проверяющими. Цель испытания — содействие в оттачивании техники Каратэ в бою, выстраивание и соединение боевых качеств Кокоро (Ум), Тай (тело) и Тукон (Дух) с принципами Ки (внутренняя энергия), Соку (дыхание) и Тай(тело).
Важно, чтобы процесс испытания не влиял на способность выполнять санчин ката в привычном порядке и темпе. Также необходимо следить за возникающими ошибками или слабыми местами.
Вывод. Таким образом Санчин Ката можно назвать медитацией в движении. Правильное исполнение Ката делает тело крепче. Создаёт броню из мускулатуры, развивает силу духа и улучшает здоровье, а также готовит человека к изучению и практике остальных Ката Годзю-Рю, так как все ката этого стиля связаны с Санчин.
Заулошнов В.А.,старший преподаватель
кафедры ФВиОТ
Волгоградский государственный университет,
Россия, Волгоград