РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ | fightmap.ru
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА
Конференции

Введение. В начале XXI века возрастает значение изучения этнических и исторических традиций и обычаев национальных видов спорта и физической культуры. Однако недостаточно разработана проблема национальных видов борьбы у народов, населяющих территорию центральной Азии и России с международными видами борьбы. Это требует проведения определенных исследований, направленных на углубленное изучение разновидностей национальных видов борьбы. При этом необходимо учитывать все многообразие национальных видов физической культуры, которые несут в себе огромный культурный потенциал. Все эти обстоятельства предопределяют актуальность избранной темы исследования.

Цель исследования — историко-логический анализ национальных видов единоборств России.

В соответствии с целью настоящего исследования определены следующие задачи:

  • выявить национальные виды единоборств народов России;
  • изучить особенности национальных видов единоборств, распространенных на территории России.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, анализ и систематизация документальных источников, метод сравнений и аналогии.

Результаты. В Европейской части нашей страны борьба была не только народным развлечением, но и имела особое значение в военной подготовке. В русской истории известны случаи, когда победа в войне решалась поединком двух борцов-воинов. В Лаврентьевской летописи(993 г) повествуется, что финал битвы был предрешен поединком борцов — печенежского великана и русского борца. Русский воин оказался сильнее, он оторвал противника от земли и “удавил печенезина в руках досмерти”.

На территории Европейской части нашей страны существовали различные стили борьбы: “на поясах”, “до крыжа”, “в схватку”, “не в схватку” и др.

Борьба “в схватку”, “на поясах” по правилам наиболее приближены к греко-римской борьбе (олимпийскому виду спорта) поэтому целесообразно рассмотреть именно эти виды. По своей структуре технические действия данных стилей ближе всего к классической борьбе.

Д. Ровинский приводит данные, что в борьбе “в схватку” со скрестного (обоюдного) захвата иногда разрешалось проводить различные подсечки и подножки.

По истечении времени борьба “в схватку” уступает место основному национальному виду русской борьбы — борьбе на поясах”. В этом стиле борьбы из обоюдного захвата двумя руками за пояс надо было положить соперника на лопатки без таких приемов как подножки и подсечки. Самобытная русская борьба пользовалась огромной популярностью на ярмарках, народных гуляниях. Борцам отдавали почет и уважение, им предоставляли материальное вознаграждение.

Развитие профессиональной борьбы началось с появлением русского балагана и цирка. С 1860 года борьба на поясах является основной частью цирковой программы. По мнению Н.Н. Сорокина, борцы состязались не только в борьбе, но и в различных упражнениях с тяжестями.

В 1885 г. в Петербурге при кружке любителей тяжелоатлетического спорта, открытым доктором В.Ф. Краевским и известным борцом В.М. Пытлясинским, была организована школа любителей борьбы. Первые чемпионаты по борьбе среди профессионалов и любителей в России были проведены в 1897 году. Во всем мире знали имена русских борцов И. Поддубного, И. Заикина, И. Шемякина, К. Буля, И. Вахтурого и др. Все приемы из русской народной борьбы “в схватку” и “на поясах”, послужили фундаментом для российских борцов при совершенствовании тактико­технического арсенала приемов по греко-римской борьбе.

Ряд авторов в своих научных исследованиях подчеркивают, что прообразом вольной борьбы является борьба “не в схватку”, которая по техническому арсеналу ближе к борьбе самбо. В старину такой стиль борьбы называли “охотничьей”. В такой борьбе разрешались: захваты за пояс, за руках, за ворот кафтана одной или обеими руками, так же разрешались подсечки, подножки, зацепы, обвивы и подсады.

По своим правилам татаро-башкирская борьба “кураш” ближе к греко­римской борьбе, но производится обоюдный захват за “кушак”. В этом стиле борьбы основные технические приемы проводятся с амплитудными бросками, с отрывом от ковра, бросками прогибом, что выглядит очень эффектно для зрителей.

По этому виду борьбы утверждена Единая классификация по присвоению спортивных званий и разрядов. Чтобы стать Мастером спорта России, надо посещать тренировки по борьбе в течение трех лет только первые места на Первенстве Республики Татарстан, межобластных соревнованиях, если в них участвовали команды не менее четырех областей (национальных автономных округов) или два года подряд занимать только первые места на первенстве округа или области, если в нем принимали участие борцы не менее восьми коллективов физической культуры. Чтобы получить 1-разряд — надо занимать 1-2 место на первенстве округа, если в нем участвовали не менее 6 коллективов физкультуры. Чтобы присвоили 2-разряд необходимо занимать 1 место на Первенстве Района. Чтобы присудили Э-разряд необходимо занимать 1 место на Первенстве Коллектива Физкультуры.

Национальная борьба татар и башкир является залогом успехов борцов греко-римского стиля на международной арене. Представители этих Республик добивались значительных результатов на Олимпийских играх, на Чемпионатах мира и Европы- Шазам Сафин, Шамиль Сериков, Шамиль Хисамутдинов, Фархат Муставин, Камиль Фаткулин и др.

Национальная тувинская борьба “хуреш” — древний и один из самых популярных видов спорта тувинцев. Арена для борьбы представляет собой ровное место. Число участников соревнований должно быть кратным четырем (8, 16, 32, 64 и т.д.), так как в результате каждого круга остается четное число борцов, чтобы далее оно делилось на два. Своеобразная жеребьевка, присущая только этому национальному виду, проводится так: на одинаковых листочках пишутся данные борца (фамилия, имя, отчество), свернутые в трубочки, листочки опускаются в крутящийся чан. Далее борцы по очереди вытягивают листочки и тем самым составляют себе пары. Эта процедура жеребьевки повторяется до финала, пока не останутся два противника. Если по жеребьевке выпало встретиться сыну с отцом или брату с братом, то в этом случае происходит пережеребьевка, и им дают возможность встретиться только в финале.

Помимо судей на поле находятся и помощники судейской коллегии “моге-салыкчазы”, их количество зависит от числа борцов, для каждого спортсмена по одному помощнику. Спортивная форма борцов — трусы- плавки “содак” и куртка “шуудак”, между строчками на плавках и куртке кожаный шнур для стягивания. Обувь борца должна иметь длинное голенище, ранее это была национальная обувь “кадык идик”, с загнутым вверх носом, а в настоящее время разрешается использовать мягкие кожаные сапоги. Судья одевает национальный шелковый халат “шыва тон”, мягкие сапоги “идик” и головной убор с мехом “суур-борт”. “Хуреш” начинается с красивого мужественного танца “девиш-орел”, где танцуют все борцы. Танец проходит в быстром темпе, борцы демонстрируют свою ловкость, силу и каждый приобретает уверенность в предстоящем бою.

По правилам соревнований разрешены всевозможные захваты за руки, ноги, за спортивную форму. Применяются различные сбивания, переводы, подсечки, подножки и др. Однако существует правило, что нельзя касаться четвертой точкой опоры и вся борьба должна проходить в партере. Проигрывает борец, который коснулся земли двумя руками, двумя коленями, двумя локтями, либо при чистом броске. После победы в схватке борец должен помочь встать проигравшему, и если соперник согласен с поражением, то он развязывает на своей форме шнур шудака.

Выводы. В результате проведенного исследования можно констатировать, что народные виды борьбы, получившие распространение на территории России оказали определенное влияние на развитие и популяризацию видов спортивной борьбы, которые были признаны во всем мире (греко-римская борьба, вольная борьба, дзюдо, самбо).

В “Хуреше” введены нормативы, также присваивается звание Мастер Спорта России. “Хуреш” это один из немногих видов борьбы, который сохранил свой национальный колорит, свои правила. Арсенал технических действий, используемых в данном виде борьбы, окажут существенную помощь в подготовке борцов вольного стиля, самбистам, дзюдоистам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.