МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ 7-8 ЛЕТ

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ 7-8 ЛЕТ

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ 7-8 ЛЕТ
Конференции

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.

Многие специалисты по дзюдо в последние десять- пятнадцать лет отмечают значительно возросший объемом нагрузки, осуществляемый дзюдоистами в сложных вариативных ситуациях соревновательных поединков, что предъявляет высокие требования к быстроте двигательных реакций, к способности борца мгновенно принимать оптимальные решения и выполнять эффективные технико-тактические действия с максимально возможной скоростью [1].

По мнению ряда авторов, основой подготовки начинающих дзюдоистов следует считать гармоничное физическое развитие, главной задачей которого, наряду с локальным укреплением звеньев опорно-двигательного аппарата, является развитие двигательно-координационных способностей [2, З].

В этой связи, одной из важнейших проблем, требующих пересмотра и экспериментального обоснования, является совершенствование форм, средств, методов и методик, направленных на развитие двигательно-координационных способностей юных дзюдоистов. Развитие координационных способностей оказывает влияние на динамику формирования и совершенствование технико — тактических действий, борцы быстрее осваивают координационно сложные двигательные навыки, приобретают специальный двигательный опыт, что существенно повышает качество соревновательной деятельности [2, 3].

Цель исследования — экспериментальное обоснование методики развития двигательно-координационных способностей дзюдоистов 7-8 лет на спортивно-оздоровительном этапе.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследований и инструментальные методики:

  • анализ документальных материалов по теме исследования;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогические контрольные испытания;
  • педагогический эксперимент;
  • программное обеспечение «Стабилан 01-02»;
  • методы математической статистики.

Методика. Основываясь на данных, содержащихся в научно­методической литературе по теме исследования, и на результатах наших собственных исследований нами была разработана экспериментальная методика, апробированная в ходе педагогического эксперимента, в котором дзюдоисты экспериментальной и контрольной групп три раза в неделю по 60 мин в течение полугода повышали двигательно-координационную подготовленность. При этом дзюдоисты ЭГ тренировались по разработанной нами методике, тогда как юные спортсмены КГ — по стандартной программе ДЮСШ.

Экспериментальная методика предусматривает следующую последовательность действий (рис. 1):

  • формирование общей цели и конкретных задач двигательно­координационной подготовки дзюдоистов;
  • составление общего тренировочного плана;
  • разработку тренировочных заданий, направленных на развитие двигательно-координационных способностей дзюдоистов;
  • реализацию тренировочного плана в условиях педагогического эксперимента;
  • контроль эффективности и коррекция тренировочного плана.

Результаты исследования. Сравнение результатов физической

подготовленности показало, что дзюдоисты контрольной и экспериментальной групп, улучшили свои результаты в ходе эксперимента. Однако выявленные положительные изменения за период исследования были неодинаковыми. Вместе с тем установлены и статистически значимые различия (p<0,05) в их величинах у членов контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ результатов физической подготовленности дзюдоистов контрольной группы выявил достоверные приросты результатов к исходному уровню в контрольном упражнении «прыжок в длину с места» — 4,8%, «подъем туловища за 30 с» — 9,9%, «отжимание от скамейки за 30 с» — 12,3%, «прыжки через партнера за 30 с» — 9,6% (p<0,05). Приросты результатов в контрольных испытаниях: «вис на перекладине» — 9%, «челночный бег 5*5 м»

  • 3,7%, «кувырки через партнера за 30 с» — 3,4% оказались статистически недостоверными (p>0,05).

Результаты тестирования юных дзюдоистов экспериментальной группы показали, что испытуемые данной группы статистически достоверно улучшили показатели физической подготовленности (p<0,05) в следующих контрольных упражнениях: «прыжок в длину с места» — 10,6%, «подъем туловища за 30 с» — 41,9%, «челночный бег 5*5 м» — 9,5%, «отжимание от скамейки за 30 с» — 26,4%, «прыжки через партнера за 30 с» — 44,8%, «кувырки через партнера за 30 с» — 35,2% (p<0,05). Прирост результатов в контрольном испытании «вис на перекладине» — 18,6% оказался статистически недостоверным (p>0,05).

Сравнительный анализ показателей равновесия и устойчивости юных борцов, принимавших участие в эксперименте, показал (табл. 1), что дзюдоисты обеих групп улучшили результаты в тестах, характеризующих двигательно-координационные способности. Однако эти результаты были неравноценны. Так, у юных дзюдоистов КГ были зарегистрированы следующие изменения в таких контрольных испытаниях, как:     «качество функции

равновесия» — 7,3% (p<0,05), «средняя скорость центра давления» — 3,9% (p>0,05), «общая площадь зоны перемещения» -4,7% (p<0,05).

Формирование общей целн и конкретных задач двнгательно- коорднн анионной подготовки дзюдоистов
Общий трекеров очный план

Рис. 1. Функциональная схема методики, направленной на развитие двигательно-координационных способностей дзюдоистов на спортивно­оздоровительном этапе

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов равновесия и устойчивости дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического

эксперимента

Показатель До эксперимента (Х±о) После эксперимента (Х±о) А А% Р
1 КФР, КГ 74,8±5,49 80,3±6,12 5,5 7,3 <0,05
% ЭГ 76,6±4,39 89,5±5,92 12,9 16,8 <0,05
2 Ср. V ЦД, КГ 9,91±1,95 10,3±1,63 0,39 3,9 >0,05
мм/с ЭГ 10,3±1,6 12,1±1,42 1,8 17,5 <0,05
Общая площадь зоны перемещения, мм2 КГ 8529,1±959,34 8934,8±865,9 405,7 4,7 <0,05
ЭГ 8844,2±815,4 13359,5±932,3 4515,3 51,1 <0,05
Примечания: КФР — качество функции равновесия; Ср. V ЦД — средняя скорость центра давления.

В свою очередь, результаты в тестах, характеризующих двигательно­координационные способности, дзюдоистов ЭГ оказались более существенными в сравнении с борцами КГ: «качество функции равновесия» — 16,8%, «средняя скорость центра давления» — 17,5%, «общая площадь зоны перемещения» — 51,1% (p<0,05).

Выводы. В настоящий момент Министерством спорта РФ предпринята попытка по внедрению единых системных требований организации подготовки спортсменов во всех олимпийских видах спорта. Результатом этой деятельности стала разработка содержания профессиональных стандартов по разным вида спорта. Однако данные документы не всегда учитывают современные реалии, с которыми вынуждены считаться сотрудники различных спортивных учреждений. Например, профессиональный стандарт подготовки по виду спорта «Дзюдо» обязывает тренеров-преподавателей набирать юных дзюдоистов для занятий борьбой в группы НП только с 10 лет, тогда как на практике большинство родителей приводят своих детей в секции и спортивные клубы с 7 лет и раньше. В связи с этим для сохранения контингента занимающихся многие тренеры вынуждены создавать спортивно­оздоровительные группы. При этом в настоящий момент в примерных программах по виду спорта «Дзюдо» полностью отсутствует содержание методики подготовки юных спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе. Вместе с тем большинство авторов указывают на высокую значимость развития у юных борцов именно двигательно-координационных способностей. Полученные данные указывают на целесообразность разработки экспериментальной методики, направленной на развитие двигательно­координационных способностей дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе.

Закиров Р.М., магистрант Зебзеев В.В., к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО « Чайковский государственный институт

физической культуры», г. Чайковский, Россия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.