ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СМЕШАННОМ ЕДИНОБОРСТВЕ
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ (ММА)
Конференции

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.

 

Наряду с традиционными видами единоборств в России активно развивается смешанное боевое единоборство (ММА) (далее — СБЕ (ММА). В 2016 году в системе официальных соревнований чемпионата России по СБЕ (ММА) участвовало около 10 тысяч спортсменов. Известность «топовых» бойцов привлекает в спортивные залы большое количество поклонников этого вида спорта. Выдающиеся российские спортсмены, прославившиеся на мировых рингах О.Тактаров, Ф.Емельяненко И.Якимов, М.Газматханов, К.

Сидельников и десятки других, вдохновляют молодежь на активные занятия смешанным единоборством, соединившим в себе наилучшие приемы для ведения реального поединка. К популярности СБЕ (ММА) следует также отнести простоту спортивных правил, понятных даже рядовому обывателю.

За годы развития СБЕ (ММА) накоплен эмпирический опыт подготовки взрослых спортсменов, в основе которого методики смежных видов: боевое самбо, рукопашный бой, панкратион, грэпплинг, классический бокс, тайский бокс в стойке (ударная техника ног), вольная борьба (бросковая техника). Необходимо отметить, что в каждом из перечисленных видов единоборств имеется огромный потенциал для развивающих тренировок спортсменов, выступающих в СБЕ (ММА). Признавая вклад смежных видов единоборств в развитие СБЕ (ММА), большинство специалистов, не обладающих научно­методической базой спортивной подготовки именно в СБЕ (ММА), сталкиваются с целым рядом практических проблем. Например, при использовании подготовки самбиста или дзюдоиста может возникнуть проблема защитных действий в позиции лежа на животе. В правилах самбо и дзюдо нет ударов и добиваний в партере, это положение не дает никаких баллов атакующему (верхняя позиция), в партере судьи не дают работать долгое время — все эти особенности формируют у спортсмена неприемлемый для СБЕ (ММА) навык. В реальном бою он часто играет решающую роль. Все техническое превосходство в борцовской или ударной технике может свестись к досадному поражению из-за одной технической ошибки, которая видна даже не искушенному в спорте болельщику.

Согласно проведенным исследованиям (М.П. Анисимов, 2014; П.И. Дягель, Т.А. Банку, 2014), становится очевидным, что ни один из смежных видов единоборств полностью не отвечает требованиям разносторонней подготовки в СБЕ (ММА). Такие отличительные черты как: умение спортсмена навязать свою тактику, где он имеет преимущество, определить ее по ходу поединка, перестроить план и добиться победы, свойственны только СБЕ (ММА). Специалисты, осознавая эти различия, формируют собственное технико-тактическое мастерство спортсменов, которое с успехом применяется и способствует достижению высоких результатов на международной арене.

Согласно мониторингу, проводимому на чемпионатах России, СБЕ (ММА) обладает невысоким уровнем травматичности. Мониторинг в течение нескольких лет осуществлялся Общероссийской общественной организацией «Союз смешанных боевых единоборств (ММА) России» путем анализа медицинских протоколов на всех официальных турнирах, проводимых под эгидой спортивной федерации.

Полученные данные о невысоком уровне травматизма, популярность вида спорта, а также возможность адаптации спортивных правил без изменения сущности вида спорта — явились предпосылками для официального проведения в Российской Федерации детско-юношеских соревнований по СБЕ (ММА), начиная с 2016 года.

В целях соблюдения принципов повышенной безопасности юных спортсменов правила детско-юношеского СБЕ (ММА) предусматривают большую защиту в амуниции и содержат большее, по сравнению со «взрослыми» количество запрещенных действий. В настоящее время осуществляется апробация разработанной Программы подготовки для детей разных возрастных групп с учетом физиологических и психологических особенностей. Необходимо подчеркнуть, что подготовка юных спортсменов ММА находится в стадии становления и требует дальнейшей детальной разработки отдельных элементов и системы в целом.

В данной статье собран обзорный материал по особенностям работы с группами начальной подготовки 10 — 12 лет.

В связи с тем, что в соревновательной практике в данном возрасте запрещено использование ударной техники, в подготовке акцент делается на борьбу, как вид спорта, наиболее гармонично развивающий физические качества, необходимые в будущем для спортсмена. При этом целесообразно начинать первоначальное знакомство с ударной техникой и на этапе начальной подготовки. Замечено, что ударная техника «подтягивается» значительно быстрее борьбы в стойке.

В группах НП наиболее эффективно начинать работу с обучения умению правильного падения и страховки партнера, а также акробатическим упражнениям, развивающим вестибулярный аппарат и способствующим устранению чувства страха при падениях. Наиболее целесообразными для гармоничного физического развития будущего спортсмена будут общеразвивающие упражнения и приемы борьбы, упражнения на развитие координации и ловкости.

Кланом Грейси (бразильское джиу-джитсу) накоплен огромный опыт работы с детьми, в частности разработаны так называемые «дриллы» — многократное повторение техники в партере. Важно, что акцент ставится не на скорости и силе, а только на правильной технике и точном выполнении всех деталей приема. « Дриллы» можно сравнить с «утикоми» в дзюдо, с выходами на броски в самбо. В книге Андре Гальвао «Drill to win» подробно описано применение этих упражнений. Уже на этапах НП 2-3 года обучения целесообразно вводить в программу тренировок «дриллы». Это способ наиболее быстрого усвоения технических действий, доведение их до автоматизма. При этом работа в партере наименее травматична, особенно для детей, которые еще не выработали устойчивый навык падений. Использование «дриллов» позволяет вывести технические действия и связки технических действий на рефлекторный уровень. Кроме мышечной памяти «дриллы» развивают координацию, чувство пространства и партнера. На сегодняшний момент нет научно-обоснованных рекомендаций по объему тренировочного времени, которое необходимо тратить на «дриллы». Все индивидуально. Можно предположить, что в этом вопросе, как и в подтягивании на перекладине: чем больше, тем лучше.

Рекомендуется выполнение малоамплитудных бросков. Юные спортсмены должны предварительно освоить все варианты падений. Проведение в группах соревнований по акробатике и падениям способствует оттачиванию навыка и позволяет наилучшим образом заинтересовать

учащихся.

Овладение техникой страховки является одним из важнейших элементов для детей в группах НП. Умение страховать партнера значительно сокращает травматизм и снижает страх падения, дает возможность увеличить количество бросков за тренировку и соответственно ускорить обучение. В известной монографии Д.Л. Рудмана «Техника борьбы лежа, нападение и защита» (1983) поэтапно описаны базовые приемы, удержания, болевые приемы и техника их выполнения. Особое внимание в книге уделяется переходам от одного приема к другому, от защиты к атаке — это очень важно заложить в сознание юных спортсменов.

Начиная с первых тренировок акцент в обучении ставится на умении проводить контроль позиций с выходом на «доминирующую позицию» (позиция, при которой имеется преимущество в продолжении атакующих действий спортсмена).

В ходе учебно-тренировочных занятий обязательно должна использоваться защитная амуниция: защита на голень, шлем, перчатки для бокса.

Особенное внимание на этапе НП уделяется теоретической подготовке, в нее входит знание запрещенных приемов, четкое понимание команд рефери, знание правил соревнований, основы поведения на соревнованиях.

Допуск к первым соревнованиям возможен в случае, когда тренер уверен, что ученик полностью готов к ним, в том числе психологически. Именно тренер несет персональную ответственность за компоненты комплексной подготовленности спортсмена. Зачастую талантливые спортсмены после нескольких турниров, так и не успев раскрыть свой потенциал, заканчивают со спортом. Это связано, в том числе, с недостаточной подготовленностью и преждевременным «выходом в ринг», а также неустойчивым интересом к спорту.

Наиважнейшей задачей тренера на этапе начальной подготовки является формирование устойчивого интереса к избранному виду спорта, стремление «замотивировать» юных спортсменов на годы совершенствования в нем. Различные игры и эстафеты помогут сделать занятия яркими, эмоционально окрашенными, а грамотно подобранные упражнения и их чередование в круговых тренировках будут гармонично развивать спортсменов. Тренеру очень важно найти такие формы работы с детьми, которые будут стимулировать интерес к занятиям ММА.

Педагогически оправдано применение строевых упражнений, при быстром их освоении тренер добьется хорошей организации и дисциплины в группе.

В теории и практике спортивной тренировки отмечен тот факт, что у разных учеников разный темп обучения. Тренеру необходимо, при овладении новыми техническими действиями привлекать себе в помощь тех учеников, которые овладели ими раньше других; взаимообучение значительно ускорит темп развития группы.

В педагогической теории и практике фундаментально описана роль и влияние первого тренера на дальнейшее становление спортсмена. В исследованиях М.В. Прохоровой, А.Г. Семенова, И.Д. Посошкова и многих других, отмечается влияние тренера на становление личности спортсмена, на выбор пути и достижения ребенка, впервые пришедшего в спортзал. Первого тренера, как учителя, запоминают на всю жизнь. Не все станут чемпионами, но тренер должен осознавать важность подготовки к дальнейшей жизни юного спортсмена. Задача тренера сделать каждого, кто выбирает секцию СБЕ (ММА) сильными физически, психологически устойчивыми, научить не бояться трудностей, стимулировать талант «терпеть» и неустанно трудиться.

Задача оздоровления и укрепления здоровья является приоритетной на начальном этапе спортивной подготовки в СБЕ (ММА), от тренера требуется не форсировать достижения юных спортсменов, осуществляя подготовку в соответствии с физическим и психологическим развитием, применять доступные методы и средства обучения. Для новичков необходимо опираться на принцип наглядности при изучении новых двигательных действий, демонстрацию правильности выполнения техники. Наилучшим методом обучения является игровой, стимулирующий усвояемость тренировки.

Особое значение на начальном этапе подготовки отводится авторитету тренера, который нарабатывается годами и соответствует таким формулам, как «слово тренера не расходится с делом», «к каждому ученику одинаковое требование и равное отношение», «требование безоговорочной дисциплины и соблюдение дистанции в общении между тренером и учеником», «желание учить и самому учиться». В дальнейшем, от авторитета тренера будет зависеть успех учебно-тренировочного процесса, мировоззренческие и нравственные устои спортивного коллектива, достижения личностного развития спортсменов.

Эффективность обучения на этапе НП зависит от правильного применения основных педагогических принципов:

  • последовательности и непрерывности процесса спортивной тренировки;
  • доступности обучения (развитие спортсмена в соответствии с сенситивными периодами) и развивающего обучения;
  • наглядности и визуального восприятия;
  • безопасности (соблюдение техники безопасности во время тренировок).

 

 

ООО «Союз ММА России», Россия, Москва

Плавский А.М., мсмк по самбо и дзюдо, тренер,

Россия, С-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.