БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.
Сегодня произошли существенные преобразования в социально-экономической и культурной жизни Республики Беларусь. В условиях рыночной экономики специалисты отрасли «Физическая культура и спорт» сталкиваются с проблемами конкурентоспособности и адаптации к условиям профессиональной деятельности. Как показывает практика, для решения этой проблемы от него требуется не только высокий профессионализм, но и много различных смежных навыков, большой набор хорошо развитых дополнительных способностей, разностороннее развитие.
Поэтому одним из важнейших требований рыночной экономики в подготовке и повышении квалификации специалистов области физкультуры и спорта является реализация компетентностного подхода.
В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональная компетентность» используется довольно широко. По мнению А.К. Марковой, В.А. Сластенина [2; 7], профессиональная компетентность — это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.
Характеризуя профессионально-педагогические знания, мы исходим из определения знаний как системы понятий, усвоенных человеком (К.К. Платонов, Г.Г. Голубев), поэтому профессионально-педагогические знания — это система понятий из области теории и практики педагогики спорта. Знание — одно из основных понятий, определяющих и качество специалиста, и требования к системе образования. Нет знаний, нет и специалиста [1; 3;4].
Знания у человека образуются только в результате его познавательной деятельности. Одним из главных показателей сформированности такого качества, как зрелость личности специалиста является степень его активности, т.е. активности его жизненной позиции. Вопрос воспитания активной жизненной позиции специалиста по физической культуре и спорту тесно связан с проблемой приобретения высококвалифицированных знаний [5; 6; 8].
Анализ научной литературы [1; 2; З; 4; 5; 6; 7; 8 и др.] позволяет сделать вывод, что понятие «профессиональные знания» является одним из компонентов «профессиональной компетентности». Таким образом, актуальность выбранной проблемы для исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования — изучить результаты оценки профессиональных знаний тренеров Республики Беларусь по спортивной борьбе.
Для выполнения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- Определить уровень профессиональных знаний тренеров Республики Беларусь по спортивной борьбе.
- Дать сравнительный анализ уровня профессиональных знаний тренеров по спортивной борьбе с уровнем знаний тренеров по другим видам спорта.
Методы исследования.
- Анализ специальной литературы.
- Анкетирование.
- Методы математической статистики.
Организация исследования. Данное исследование проводилось с января 2015 г. по апрель 2016 г. на базе Института повышения квалификации Белорусского государственного университета физической культуры.
В исследовании приняло участие 52З тренера Республики Беларусь по 10 видам спорта (спортивной борьбе, плаванию, спортивным играм, легкой атлетике, футболу, каратэ, спортивным видам гимнастики, боксу, современному пятиборью, единаборствам). Из них 4З% женщин и 57% мужчин. По квалификации тренеры распределились следующим образом: высшей квалификации — 22%, первой категории — 4З%, второй категории — 35%. Тренеры без категории в данном исследовании участие не принимали.
Оценка профессиональных знаний проводилась с помощью оценочной карты, которая включала в себя 1З вопросов по основным разделам с 4-мя предложенными вариантами ответов, 1 из которых был правильным. В ходе оценивания уровня профессиональных знаний тренеров Республики Беларусь определялось количество правильных и неправильных ответов на все вопросы оценочной карты и в отдельных вопросах так же.
Результаты исследования. В ходе исследования нами рассмотрены средние количественные показатели профессиональных знаний тренеров Республики Беларусь по спортивной борьбе и другим 9 видам спорта (табл. 1)
Таблица 1
Количественные показатели положительных ответов тренерами Республики Беларусь по спортивной борьбе и другим видам спорта
|
Как видно из табл. 1 средние результаты положительных ответов у тренеров 10 видов спорта различны. В среднем число положительных ответов тренерами разных видов спорта составило 6,7 из 13, что составляет 51,5%.
Наибольшее количество правильных ответов в среднем указали тренеры по каратэ (64,6 %), боксу (58,5 %) и легкой атлетике (52,5 %). Менее успешными в своих ответах были тренеры спортивных единоборств (45,7 %), спортивных игр (47,4 %) и спортивной борьбы (47,7 %).
Что касается правильных ответов на конкретные вопросы, рассмотрим табл. 2.
Таблица 2
Количественные показатели (%) правильных ответов тренерами спортивной борьбы и других видов спорта*_______________________________
|
Примечание. *Данные в таблице представлены посредством свободной выборки. |
Как видно из табл. 2, количество правильных ответов у тренеров по каждому конкретному вопросу весьма вариативны.
В среднем наибольшее количество правильных ответов были получены от тренеров на первый вопрос (о специфических средствах спортивной
тренировки) — 68,5 %, на четвертый вопрос (что составляет основу двигательных способностей занимающихся) — 55,4 %, а также на десятый вопрос (из истории физической культуры) — 46,9 %.
Наибольшее количество (в среднем) неправильных ответов было получено у тренеров в тринадцатом вопросе (расставить правильную последовательность благоприятного формирования физических качеств в онтогенезе ребенка) — 5З,1 %, в восьмом вопросе (как называется система организационно-методических мероприятий для определения способностей детей в определенном виде спорта) — 50,8 % и во втором вопросе (дать характеристику принципам спортивной тренировки) — 48,5 %.
Выводы
- Как показали результаты исследования уровень профессиональных знаний у тренеров Республики Беларусь по спортивной борьбе посредственный и составляет 47,7%, что на 16,9 % ниже по сравнению с лучшим показателем — у тренеров по каратэ (64,6 %).
- Средний уровень профессиональных знаний у тренеров 10 видов спорта весьма невысок и составляет 51,5 %, что объясняется объемной работой, которая включает в себя:
- систему отбора и спортивную ориентацию;
- систему соревнований;
- систему спортивной тренировки;
- систему факторов, повышающих эффективность тренировочной и
соревновательной деятельности, где главенствующие вопросы относятся к: подготовке кадров; научно-методическому и информационному обеспечению; медико-биологическому обеспечению; материально-техническому
обеспечению; финансированию; организационно-управленческим и факторам внешней среды.
- Данная оценка уровня профессиональных знаний выявила дисциплины в которых тренеры показали очень невысокие знания, а это может лечь в основу программ повышения их квалификации с учетом специализаций.
- Результаты настоящего исследования не претендуют на окончательное решение вопроса. Наоборот, они дали почву для размышлений, для совершенствования системы повышения квалификации и системы тарификации тренеров Республики Беларусь.
Зайцев В.М., магистр, Дворецкий Л.К., канд.пед.наук, доцент,
Белорусский государственный университет физической культуры,
Республика Беларусь, Минск, Лаптев А.И., канд.пед.наук,
Российский государственный университет физической культуры
, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),
Москва