БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ МЕТАНИЯ МАЛОГО МЯЧА
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

ОСОБЕННОСТИ МЕТАНИЯ МАЛОГО МЯЧА

ОСОБЕННОСТИ МЕТАНИЯ МАЛОГО МЯЧА

ОСОБЕННОСТИ МЕТАНИЯ МАЛОГО МЯЧА
Конференции

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА: НАУКА, ПРАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Москва, 16-17 июня 2016 г.

В Древней Греции и в Древнем Риме было широко распространено метание мяча. Это увлечение не имело ни возрастных, ни гендерных ограничений. Спартанцы уделяли особое внимание метанию мяча благодаря тому, что оно формирует физические качества атлета, а афиняне — за грациозность и эстетичность движений. Снаряды для метания — мячи — делались из кожи разных цветов и наполнялись перьями, шерстью или зёрнами фиговых деревьев.

Некоторые авторы приписывают появления мяча легендарному учителю гимнастики Атциусу, который якобы сделал первый мяч из бычьего пузыря, купленного в мясной лавке. Но Атциус, согласно легенде, жил две тысячи лет назад в Древнем Риме, что уже опровергает приписываемое ему первенство создания мяча. Доподлинно неизвестно кто и когда изобрёл мяч, точно только одно — данный предмет появился в догомеровские времена, поскольку ещё гомеровская Навсикая играла в мяч с подругами.

Среди российских педагогов большое значение практике метания придавал П.Ф. Лесгафт. В своей книге «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1912 г.) он выделяет такие варианты метания мяча, как-то:

1) метание мяча вверх,

  • метание мяча вперед, в стороны и назад;
  • метание мяча с размахом.

Также П.Ф. Лесгафтом была проведена классификация упражнений с мячом, подробно описана техника, различные варианты выполнения и представлены в определённой последовательности:

  • школа метания мяча;
  • метание рядами;
  • метание мяча в цель;
  • метание мяча в круге;
  • метание мяча на дистанцию (вперед, в стороны и назад).

Цель исследования — разработать учебно-методические рекомендации по обучению метания малого мяча.

Результаты исследования. Метание малого мяча является средством физического развития курсантов и направлено на развитие ловкости и точности метателя. Технику броска в данном случае можно сравнить с техникой метания гранаты или копья. Однако мяч имеет важное преимущество перед гранатой и копьём, выражающееся в конструктивной простоте. Другим преимуществом является малогабаритность малого мяча, которая равна 150 граммам. При обучении метанию мяча учеников начальной школы применяют ещё более лёгкий вариант спортивного снаряда — теннисный мяч.

Метание мяча осуществляется как с разбега, так и без него. Первый вариант входит в циклическо-ациклическую группу скоростно-силовых упражнений физической подготовки. Техника выполнения — многофазовая, состоящая из двух основных фаз: предварительной и заключительной. В свою очередь, предварительная фаза подразделяется на удержание снаряда и разбег, а заключительная — на финальное усилие и сохранения равновесия.

Не менее важную роль играет правильное удержание снаряд в руке. Он удерживается фалангами пальцев метающей руки и не прижимается к ладони. Пред разбегом мяч удерживается в согнутой руке над плечом метателя.

Первая (предварительная) фаза разбега берет свое начало из исходного положения до контрольной отметки, подбираемой индивидуально. Основная цель данной фазы — сообщение системе «метатель-снаряд» первоначальной скорости, в результате чего она получает определенное количество движения, и точное попадание ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом с оптимальной скоростью, его длина преодолевается за 6 -12 беговых шагов.

Вторая (заключительная) фаза разбега, которая подобно первой носит индивидуальный характер и зависит от скорости продвижения, длины шагов и метода остановки после броска, наступает от контрольной отметки и завершается местом, где выполняется финальное усилие. Главная функция этой части разбега — отведение снаряда, чтобы выполнить его «обгон» и поддержание оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги, выполняемые в рамках данной фазы, называются бросковыми. Их число зависит от приема отведения снаряда и варьируется в диапазоне 4-6 шагов. При этом метатель должен использовать четное число шагов, чтобы попасть на контрольную отметку левой ногой, нечетное количество — при попадании правой.

В спортивной практике существуют различные методы отведения снаряда для выполнения бросковых шагов («прямо-назад», «дугой вперед-вниз-назад», «дугой вверх-назад» и прочие). Применение того или иного варианта зависит от индивидуальных особенностей метателя. Большинство спортсменов использует самый простой и широко распространенный прием отведения снаряда — «прямо-назад». Этот способ осуществляется с помощью четырех бросковых шагов.

Метатель безостановочно выполняет первый шаг правой ногой, когда попадает на контрольную отметку левой. Стопа размещена прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой фазе разбега. Одновременно осуществляется поворот плеч вправо и постепенно отводится назад согнутая в локтевом суставе правая рука с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом суставе, направляется вперед.

Второй шаг выполняется левой ногой и сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до прямого угла и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается в правую сторону приблизительно под углом 45°. Кисть руки со снарядом находится чуть выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который остается неизменным в дальнейших действиях. Рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища, чтобы сохранить скорость. Важно при выполнении шагов разбега вертикальные колебания ОЦМТ сделать минимальными. Подбородок располагается возле левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага завершается прием отведения снаряда.

Третий шаг, именуемый скрестным, выступает связующим звеном между предварительной и финальной частями разгона снаряда. Его главная задача состоит в осуществлении «обгона» снаряда и своевременном выносе левой ноги вперед при постановке правой на опору.

Левая нога в момент быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и заканчивает разбег (шаг четвертый).

При выполнении бросковых шагов следует обязательно соблюдать ритм их осуществления с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.

Заключительная часть броска наступает до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, увеличить до максимума в момент броска. Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Качество броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд. После выпуска снаряда для погашения инерции движения метатель производит перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска, что обеспечивает сохранение равновесия.

Эффективность обучения технике метания малого мяча во многом зависит от создания необходимых условий для усвоения изучаемых движений. Разрабатываются специально-подготовительные упражнения, способствующие развитию соответствующих двигательных качеств и овладению основными закономерностями метательных движений, без которых сам процесс обучения представляется затруднительным.

Выводы

  1. Спортсмены с хорошей подвижностью в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, развитыми скоростно-силовыми качествами, отличными координационными способностями, легче и успешнее осваивают технику метания мяча.
  2. В рамках изучения техники метания необходимо выполнять следующие условия:
  • создание представлений о технике метания малого мяча;
  • обучение держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча;
  • обучение технике отведения малого мяча «прямо-назад» при выполнении разбега;
  • обучение сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом;
  • совершенствование техники метания малого мяча с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Аласкяров Н. Б.

Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, г. Москва Корнюхин В.В. , канд. юридич. наук, доцент,

Московский

университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя,

г.   Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.