ИНТЕГРАЦИЯ ЗАНЯТИЙ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ
Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАНЯТИЙ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАНЯТИЙ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАНЯТИЙ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Конференции

Педагогическое сообщество активно обсуждает проблему необходимости актуализации педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе. Неоднократно отмечалось, что достичь значительных изменений показателей физической подготовленности студентов вуза за программный объем часов сложно. Незначительные положительные сдвиги не являются достаточным позитивным фактором в формировании мотивации к занятиям физической культурой у студентов. Практика показывает эффективность использования популярных среди молодежи нетрадиционных систем физических упражнений, вносящих разнообразие в привычную организацию занятия каратэ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для вузовских кафедр права «…свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания» и «… разработки и применения авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)». Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» ФГОС ВО предполагает расширенные возможности применения вариативного подхода. Таким образом, интеграция в учебный процесс новых, востребованных систем физических упражнений педагогически и юридически обоснована.

К числу таких систем относятся и различные виды боевых искусств. Изучение боевых искусств требует тщательной работы над техникой, самоотдачи и времени. При относительной кратковременности курса занятий в вузе целесообразно обучать студентов действиям боевых искусств с целью формирования навыков самообороны, обеспечивающих защиту от проявлений агрессии и противоправных действий. Перспективным направлением деятельности представляется организация обучения действиям самообороны студентов нефизкультурного вуза в форме элективного курса. Данный подход соответствует интересам и актуальным потребностям студентов, что позволяет обеспечить продуктивность педагогического процесса, существенно повысить качество образования, а также способствует гармоничному развитию личности студента.

Педагогический эксперимент был организован на базе ОУП ВО «АТиСО». В течение учебного года в условиях практических занятий по физической культуре проводилось обучение приемам самообороны студентов очного отделения. Контингент испытуемых — студенты 2 курса очной формы (10 юношей, 10 девушек), основной медицинской группы, однотипные по индексу Кетле, не работающие и не имеющие опыта занятий единоборствами. Курс занятий объемом 128 академических часов проведен в первую смену, в условиях стандартного расписания (4 часа в неделю), без факультативных часов.

Занятия были направлены на освоение объема технико-тактических действий самообороны, составленного на основе техники боевых искусств каратэдо и джиу-джитсу. При формировании объема приемов самообороны учитывались: специфические требования к действиям самообороны; уровень физической подготовленности студентов нефизкультурного вуза; критерии статьи 37 УК РФ «Необходимая оборона». Структура объема приемов самообороны включала: защитные действия — 24%; удары руками — 24%; удары ногами — 16%; приемы борьбы — 36%.

Разработана методика обучения технико-тактическим действиям самообороны студентов вуза на практических занятиях по физической культуре на основе метода сопряженной физической и технической подготовки. Последовательность освоения технических действий организована по принципу постепенного биомеханического усложнения движений. Процесс обучения проходил на фоне многократных повторений вариантов сочетаний защитных и контратакующих действий и передвижений с партнером (противником) и без, что позволило создать условия для непрерывного роста технико-тактической подготовленности. В завершающем периоде обучения активно проводились варианты учебных схваток, в том числе в смешанных парах.

На заключительном этапе эксперимента проведено тестирование уровня технико-тактической подготовленности испытуемых с использованием метода экспертных оценок. В состав экспертной группы из 5 специалистов вошли опытные спортсмены и тренеры по каратэдо высокой квалификации. Тесты технико-тактической подготовленности составлены на основе упражнений каратэдо — кихон-иппон-кумитэ (выполнение заданной контратаки на обусловленную атаку), дзю-иппон-кумитэ (выполнение свободной контратаки на обусловленную атаку) и дзю-кумитэ (свободная схватка). Разработанные варианты данных упражнений получили существенные отличия от традиционных, так как были адаптированы к боевой ситуации, характерной для самообороны. Каждый испытуемый выполнил по 3 попытки в 2-ух упражнениях с учетом всех результатов, продемонстрировав владение приемами самообороны в 6-ти вариантах боевых ситуаций.

Анализ данных показал, что в ходе контрольных упражнений испытуемые успешно выполнили комбинации защитных и контратакующих действий в 91,7% (юноши) и 85% (девушки) от общего числа атак. Поражения составили 8,3% и 15% у юношей и девушек соответственно.

Экспертиза технико-тактической подготовленности проводилась с применением шкалы от 0 до 3 баллов, где 0 — поражение, а 3 — высокий уровень выполнения приема. Анализ результатов экспертизы позволил определить уровень освоения технико-тактических действий самообороны студентами нефизкультурного вуза в условиях практических занятий по физической культуре. Подготовленность испытуемых определялась экспертами по следующим критериям:   выполнение защитных действий, выполнение

контратакующих действий, качество выполнения контратакующих действий. Ниже представлены средние групповые значения экспертных оценок по шкале от 0 до 3-х баллов у юношей и девушек в 2-х контрольных упражнениях (табл. 1).

Достоверность данных подтверждена коэффициентом конкордации, составившим W = 0,82. Анализ результатов экспертизы технико­тактической подготовленности показал, что испытуемыми проявлен достаточно высокий уровень владения технико-тактическими действиями самообороны, позволяющий обеспечить своевременное реагирование, успешное отражение атаки и эффективное противодействие в условиях ситуации нападения невооруженного противника.

Таблица 1
Показатели освоения технико-тактических действий (n=20)

Объем действий самообороны, составленный на основе техники каратэдо и тренировки по джиу-джитсу, учитывает особенности физической подготовленности студентов нефизкультурного вуза и пригоден к использованию в учебном процессе по физической культуре. Применение экспериментальной методики обучения технико-тактическим действиям самообороны на основе метода сопряженной физической и технической подготовки на практических занятиях по физической культуре способствует формированию навыков эффективного выполнения приемов самообороны у студентов. Доказана эффективность обучения студентов действиям самообороны на основе боевых искусств, а также целесообразность его применения в условиях учебного процесса по физической культуре в нефизкультурном вузе в форме элективного курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.